Автобусы производства Минского автомобильного
завода |
Таблица модификаций
автобусов МАЗ |
МАЗ-103, -103С
|
МАЗ-103 - низкопольный
12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель
автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы
двигателями ММЗ,
Renault,
Deutz,
Mercedes-Benz,
механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса
является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило
сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней
и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери
предусмотрена одна ступенька небольшой высоты.
Используется в большинстве городов
Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах
поставляется в Минск с 1997 года (эксплуатируется более 700 автобусов).
С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на
замену автобусам ЛАЗ и Икарус. На пригородных маршрутах работают также
автобусы модификации МАЗ-103С с 2-мя дверьми вместо трех. Помимо
Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше,
Румынии, Сербии, Венгрии.
|
МАЗ-104, -104С
|
МАЗ-104 - 12-метровый
автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся
дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по
2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем,
сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в
Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики.
Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков
городов республики. На пригородных маршрутах работают также автобусы
модификации МАЗ-104С с 2-мя дверьми вместо трех. Помимо Беларуси
автобусы данной модели работают в России, Украине. |
МАЗ-105
|
МАЗ-105 - сочлененный
18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола
(одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного
автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск
(двигатель
Renault
и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в
небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики
(Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших
объемах (двигатель
Mercedes-Benz
и автоматическая коробка передач)
во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В
Минске работает более 400 единиц. Помимо Беларуси автобусы данной модели
работают в России, Украине, Польше, на Кубе. |
МАЗ-107
|
МАЗ-107 - низкопольный
14,5-метровый 3-дверный автобус городского типа. Унифицирован с моделью
МАЗ-103. Оснащается двигателями
Mercedes-Benz
и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является
расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон
максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней
двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери
предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Модель предназначена для
автопарков, на маршрутах которых вместимости стандартных автобусов не
хватает, однако не имеющих необходимости в использовании более
сложных сочлененных. С середины 2000-х годов поставляется в отдельные
города республики. По состоянию на начало 2009 года наибольшее
количество МАЗ-107 работало в Гомеле. Также автобусы данной модели
эксплуатируются в Бресте, Витебске, Могилеве, Барановичах, Новополоцке.
С 2009 года поставляется в Минск. Помимо Беларуси автобусы данной модели
работают в России, Украине, Польше, Румынии, на Кубе. Наибольшее
количество машин выпущено для Москвы. |
МАЗ-152
|
МАЗ-152
– междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения
между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы
комплектуются немецкими дизельными двигателями
Mercedes-Benz
(до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие
сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается
просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256,
работают практически во всех городах республики. Наибольшее количество
автобусов работает в Минске (более 60 единиц). |
МАЗ-203
|
МАЗ-203
– городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения,
выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели
103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для
городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает
максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки.
Автобусы оснащаются двигателями
Mercedes-Benz
и автоматическими коробками передач. Небольшое количество автобусов с
2007 года эксплуатируется в Витебске, Гомеле, Полоцке, Новополоцке. В
2008 году 40 автобусов поступило в Минск. Помимо Беларуси автобусы
данной модели работают в России, Украине, Польше, Румынии, Азербайджане,
Германии. |
МАЗ-206, -226
|
МАЗ-206
– городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По
конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203
12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым
пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части
городов. Автобус оборудуется двигателями
Mercedes-Benz,
а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал
поступать в белорусские автопарки. МАЗ-206 работают в Минске, Бресте,
Витебске, Гомеле, Глубоком, Жлобине, Орше, Полоцке и других городах.
Есть также автобусы МАЗ-226 в пригородном исполнении. Помимо Беларуси
автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, Венгрии,
Азербайджане. |
МАЗ-251
|
МАЗ-251
– комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным
индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних
перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок.
Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от
дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром,
отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. С
2006-2007 годов по 1-2 автобуса поступило в парки крупных городов. В
Минске эксплуатируется 10 автобусов. |
МАЗ-256
|
МАЗ-256
– недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и
пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты
обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370.
В междугороднем исполнении используется во многих парках республики.
Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских
маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских
городах. Минскими автопарками не эксплуатируется.
|
Автобусы Гомельского авторемонтного завода |
Радимич А092
|
Радимич А092 – 8-метровые
автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на
междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на
Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства
городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах –
в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Полоцке, Осиповичах, Мяделе и других.
|
Радимич А421
|
Радимич А421 - туристический автобус длиной 8,5 метра был представлен в
начале 2011 года. Впервые
для данного предприятия автобус не базируется на грузовом шасси и не имеет
соответственно основного недостатка – переднего расположения двигателя. В
середине 2011 года первые автобусы в небольшом количестве поступили в автопарки Миноблавтотранса
и Гомельоблавтотранса. |
Автобусы Опытного завода "Неман" (г. Лида) |
Неман-3232 |
Неман-3232 - небольшой автобус среднего класса.
Предназначен для городских и пригородных перевозок в малых городах.
Выпускается на основе китайского шасси с изготовлением стального кузова
на предприятии "Неман". Салон вмещает 35 пассажиров, имеется 18
посадочных мест. Для входа в салон предназначены две одностворчатые
двери с пневмоприводом. Эксплуатируются в отдельных городах Гродненской
области (Гродно, Лида). |
Неман-42012
|
Неман-42012 - небольшой автобус среднего класса.
Первые машины были собраны из комплектов автобуса с необычным итальянским названием
Cacciamali (Качимали). В
его основе - шасси известного итальянского микроавтобуса Iveco Turbo
Daily. Длина - 6,5 метра. В салоне
на раздельных мягких сиденьях с очень удачным профилем, регулируемой спинкой с
комфортом могут разместиться 28 пассажиров. В салон можно попасть через сдвижную
дверь с электроприводом. Автобусы эксплуатируются с 2009 года в отдельных парках
Беларуси (преимущественно Гродненской области). |
Неман-5201
|
Неман-5201
11,5-метровый 3-дверный автобус городского
типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида
на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса
ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Лиде, Молодечно, Жлобине,
Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и многих других городах
республики. С 2008 года поставляется с двигателем
Caterpillar
и автоматической коробкой передач
(ранее выпускались автобусы с ЯМЗ). |
Неман-52012
|
Неман-52012
11,5-метровый 2-дверный автобус
пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса
Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных
маршрутах. В Минске модель пришла на смену автобусам ЛАЗ-695 и является
основной пригородных перевозок (более 160 единиц). На междугородных
маршрутах работают автобусы Неман-520122 улучшенной комфортности. |
Автобусы Икарус (Венгрия) |
Икарус-250/ -256
|
Икарус-250/ -256 -
туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное
время заменяются более современными автобусами. В Минске выведены из
эксплуатации в 2008 году.
|
Икарус-260
|
Икарус-260 - городские
11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на
входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских
перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их
практически не осталось. С 2007 года в Минске выведены из эксплуатации.
Используются на городских и пригородных маршрутах в Бресте, Гомеле,
Светлогорске, Мозыре и некоторых других городах. |
Икарус-263
|
Икарус-263 - городские и
пригородные 12-метровые автобусы, модернизированный вариант Икарус-260.
Небольшое количество автобусов работало с конца 1980-х годов в Минске и
в единичных экземплярах в других городах. В данный момент на территории
Беларуси их не осталось. Использовались на городских маршрутах. |
Икарус-280
|
Икарус-280 - городские
сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала
1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города
республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов
из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине
1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году
выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются
новыми моделями белорусского производства. В небольшом количестве еще
эксплуатируются в Бресте, Гомеле, Гродно, Пинске, Лиде, Полоцке, Жлобине и других городах республики. |
Икарус-415*
|
Икарус-415
– 12-метровый 3-дверный автобус. Производился в Венгрии. Одна машина
эксплуатировалась в АП №7 Минска с 1995 по 2007 годы. |
Икарус-435*
|
Икарус-435
– 18-метровый сочлененный автобус с задним расположением двигателя.
Производился в Венгрии и России. Одна машина эксплуатировалась в АП №7
Минска с 1995 по 2007 годы. |
Икарус-543 |
Икарус-543 - 8-метровый автобус среднего
класса. В Беларуси практически нигде не использовался. В Могилеве один
автобус работал на коммерческих маршрутах. |
Автобусы российского и украинского производства |
ЛАЗ-695,-697,-699
|
ЛАЗ-695, -697, -699.
ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С
конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы
приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими
изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком
маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских
улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу
2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н,
приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году автобусы выведены из
эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы практически исчезли из других
белорусских автопарков.
ЛАЗ-697
– автобус, созданный на базе ЛАЗ-695 – с мягкими сиденьями и багажным
отсеком. ЛАЗ-699
– междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения
приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более
мощный двигатель. Обе междугородные модели уже практически не
используются на белорусских дорогах. |
ЛАЗ-4202*
ЛАЗ-52523*
|
ЛАЗ-4202
- 2-дверный автобус Львовского автобусного завода, пригородного типа.
Выпускался во второй половине 1980-х годов и первой половине 1990-х. В
единичных экземплярах эксплуатировался в разных городах республики, в
основном на пригородных маршрутах, в частности, в Вилейке, Молодечно,
Лиде. В Поставах один автобус работал на городском маршруте. В Минске
один автобус используется для служебных нужд в Автобусном парке №5.
ЛАЗ-52523
- 3-дверный автобус большого класса Львовского автобусного завода,
городского типа. Выпускался в 1990-х - первой половине 2000-х годов.
Конструктивно является развитием модели 4202. Один автобус работал в
Минске на маршрутах 1-го автобусного парка, был оснащен двигателем
Renault. |
ЛиАЗ-677*
|
ЛиАЗ-677 – 10-метровые
автобусы большого класса. Выпускался в Подмосковье с 1967 года. Первый
массовый советский автобус с автоматической коробкой передач. В отличие
от украинского ЛАЗ-695, имел более просторный салон, удобный вход и
накопительную площадку. ЛиАЗ-677 использовались на городских перевозках
в Минске, Могилеве, Новополоцке, Осиповичах, Светлогорске и многих
других городах Беларуси. С 2006 года выведены из эксплуатации. |
ЛиАЗ-5256
|
ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые
городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в
Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. С
2007 года выведены из эксплуатации в Миснке. В других городах продолжают
работать автобусы белорусской сборки (Лида, Слуцк, Барановичи и
некоторые другие города). |
ПАЗ-3205, -4234
|
ПАЗ-3205
- недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в
российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси
ПАЗ-3205 используется редко. В отдельных городах работает на пригородных
маршрутах (Слуцк, Вилейка). В единичных экземплярах работает на
городских маршрутах в Могилеве, Бобруйске (ПАЗ-3205), Поставах
(ПАЗ-4234). |
ПАЗ-4230,
КАвЗ-4238
|
ПАЗ-4230 "Аврора"
(КАвЗ-4235, КАвЗ-4238) – 8,5-метровые автобусы российского производства для
пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске
некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске
не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы "Аврора" приобретались для
автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и
в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для
междугородных маршрутов (КАвЗ-4238).
|
МАрЗ-42191 |
МАрЗ-42191 - междугородный
автобус большого класса, используется в нескольких городах Беларуси
(например, в Глуске) для осуществления перевозок по междугородным
маршрутам. |
МАрЗ-5266
|
МАрЗ-52661 - один из самых
дешевых городских автобусов большого класса на территории бывшего СССР.
Использовался в единичных экземплярах в некоторых городах республики.
Один автобус работал в АП №4 Минска. Автобусы в комплектации с 3-мя
полноуенными дверьми используются в единичных экземплярах в Новолукомле,
Борисове и некоторых других городах. В Светлогорске есть автобус в более
поздней модификации, с вклеенными стеклами. |
МАрЗ-5277 |
МАрЗ-5277 - 12-метровый автобус большого класса,
городского типа. Используется всего в нескольких городах Беларуси, к
примеру, в Могилеве один автобус желтого цвета используется на
городских и пригородных маршрутах. |
Автобусы производства стран Западной Европы |
Mercedes-Benz Sprinter
|
Mercedes-Benz
Sprinter
– 20-местные микроавтобусы. 200 машин с 2005 года работает в автопарках
Минска на городских коммерческих, пригородных и междугородных маршрутах. |
Mercedes-Benz O345G
|
Mercedes-Benz
O345G
– 18-метровый сочлененный автобус с задним расположением двигателя. Одна
машина эксплуатируется с 1997 года в АП №5 Минска. |
Karosa B741*
|
Karosa
B741
– 18-метровый сочлененный автобус чешского производства с задним
расположением двигателя. Один автобус с 1996 по 2008 годы
эксплуатировался в АП №7 Минска. |
Другие городские автобусы
|
Еще несколько моделей городских
автобусов иностранного производства работают в некоторых городах
республики (Mercedes-Benz,
MAN,
Setra,
Volvo,
DAF).
Автобусы приобретены поддержанными в европейских городах и
эксплуатируются в Бресте, Витебске, Могилеве, Бобруйске и некоторых
других городах. |
Туристические
автобусы |
Несколько моделей междугородных
автобусов иностранного производства работают в автопарках многих городах
республики. Автобусы марок
Mercedes-Benz,
Setra,
Scania,
VanHool,
Iveco
приобретены поддержанными в
европейских городах. Два десятка туристических автобусов работают в АП №2
Минска. В 2009-2011 годах
в автопарки Миноблавтотранса пришли новые туристические автобусы
иностранного производства. Это 12,4-метровые лайнеры
Irisbus Domino и автобусы малого класса Irisbus
Daily Tourys. |
|
Автобусы 1920-1970-х годов* |
Икарус-180, -556 |
|
Икарус-55 |
|
ЛАЗ-695, Е, М |
|
ПАЗ-652, -672
|
ПАЗ-652, -672. ПАЗ-652 выпускался В Павлово-На-Оке и поступал в небольших количествах
в Минск. Его производили с 1958 года на Павловском автобусном заводе. После
его сменил схожий по конструкции ПАЗ-672, имевшийся уже во многих парках
Белоруссии.
|
КАвЗ-685
|
|
ГЗА, ПАЗ,
КАвЗ-651 |
|
ЗИЛ-127 |
|
ЛиАЗ-158 |
|
ЗИС-155 |
|
ЗИС-154 |
|
АМО, Я-6,
ЗИС-8, ЗИС-16 |
|
Автобусы иностранных фирм 1920-х годов |
|