www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы

Автобусы впервые в Беларуси появились в середине 1920-х годов. Сейчас они эксплуатируются в десятках городов и поселков республики на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Наибольше количество автобусов - более 1900 - работает в Минске.

Ниже можно ознакомиться с краткой характеристикой моделей, а также обратиться к подробному техническому описанию. Представлены не только работающие на линиях в настоящее время модели автобусов, но и выведенные из эксплуатации в последние годы, работавшие 40-70 лет назад.

 
Автобусы производства Минского автомобильного завода
Таблица модификаций автобусов МАЗ
МАЗ-103, -103С

МАЗ-103 - низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года (эксплуатируется более 700 автобусов). С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. На пригородных маршрутах работают также автобусы модификации МАЗ-103С с 2-мя дверьми вместо трех. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, Румынии, Сербии, Венгрии.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 - 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики. На пригородных маршрутах работают также автобусы модификации МАЗ-104С с 2-мя дверьми вместо трех. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине.
МАЗ-105

МАЗ-105 - сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Минске работает более 400 единиц. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, на Кубе.
МАЗ-107

МАЗ-107 - низкопольный 14,5-метровый 3-дверный автобус городского типа. Унифицирован с моделью МАЗ-103. Оснащается двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Модель предназначена для автопарков, на маршрутах которых вместимости стандартных автобусов не хватает, однако не имеющих  необходимости в использовании более сложных сочлененных. С середины 2000-х годов поставляется в отдельные города республики. По состоянию на начало 2009 года наибольшее количество МАЗ-107 работало в Гомеле. Также автобусы данной модели эксплуатируются в Бресте, Витебске, Могилеве, Барановичах, Новополоцке. С 2009 года поставляется в Минск. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, Румынии, на Кубе. Наибольшее количество машин выпущено для Москвы.
МАЗ-152

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Наибольшее количество автобусов работает в Минске (более 60 единиц).
МАЗ-203

МАЗ-203 – городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения, выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели 103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки. Автобусы оснащаются двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Небольшое количество автобусов с 2007 года эксплуатируется в Витебске, Гомеле, Полоцке, Новополоцке. В 2008 году 40 автобусов поступило в Минск. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, Румынии, Азербайджане, Германии.
МАЗ-206, -226

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. МАЗ-206 работают в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Глубоком, Жлобине, Орше, Полоцке и других городах. Есть также автобусы МАЗ-226 в пригородном исполнении. Помимо Беларуси автобусы данной модели работают в России, Украине, Польше, Венгрии, Азербайджане.
МАЗ-251

МАЗ-251 – комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок. Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром, отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. С 2006-2007 годов по 1-2 автобуса поступило в парки крупных городов. В Минске эксплуатируется 10 автобусов.
МАЗ-256

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. Минскими автопарками не эксплуатируется.

Автобусы Гомельского авторемонтного завода
Радимич А092

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах – в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Полоцке, Осиповичах, Мяделе и других.

Радимич А421

Радимич А421 - туристический автобус длиной 8,5 метра был представлен в начале 2011 года. Впервые для данного предприятия автобус не базируется на грузовом шасси и не имеет соответственно основного недостатка – переднего расположения двигателя. В середине 2011 года первые автобусы в небольшом количестве поступили в автопарки Миноблавтотранса и Гомельоблавтотранса.
Автобусы Опытного завода "Неман" (г. Лида)
Неман-3232 Неман-3232 - небольшой автобус среднего класса. Предназначен для городских и пригородных перевозок в малых городах. Выпускается на основе китайского шасси с изготовлением стального кузова на предприятии "Неман". Салон вмещает 35 пассажиров, имеется 18 посадочных мест. Для входа в салон предназначены две одностворчатые двери с пневмоприводом. Эксплуатируются в отдельных городах Гродненской области (Гродно, Лида).
Неман-42012

Неман-42012 - небольшой автобус среднего класса. Первые машины были собраны из комплектов автобуса с необычным итальянским названием Cacciamali (Качимали). В его основе - шасси известного итальянского микроавтобуса Iveco Turbo Daily. Длина - 6,5 метра. В салоне на раздельных мягких сиденьях с очень удачным профилем, регулируемой спинкой с комфортом могут разместиться 28 пассажиров. В салон можно попасть через сдвижную дверь с электроприводом. Автобусы эксплуатируются с 2009 года в отдельных парках Беларуси (преимущественно Гродненской области).
Неман-5201

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Лиде, Молодечно, Жлобине, Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и  многих других городах республики. С 2008 года поставляется с двигателем Caterpillar и автоматической коробкой передач (ранее выпускались автобусы с ЯМЗ).
Неман-52012

Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. В Минске модель пришла на смену автобусам ЛАЗ-695 и является основной пригородных перевозок (более 160 единиц). На междугородных маршрутах работают автобусы Неман-520122 улучшенной комфортности.
Автобусы Икарус (Венгрия)
Икарус-250/ -256

Икарус-250/ -256 - туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами. В Минске выведены из эксплуатации в 2008 году.

Икарус-260

Икарус-260 - городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их практически не осталось. С 2007 года в Минске выведены из эксплуатации. Используются на городских и пригородных маршрутах в Бресте, Гомеле, Светлогорске, Мозыре и некоторых других городах.
Икарус-263

Икарус-263 - городские и пригородные 12-метровые автобусы, модернизированный вариант Икарус-260. Небольшое количество автобусов работало с конца 1980-х годов в Минске и в единичных экземплярах в других городах. В данный момент на территории Беларуси их не осталось. Использовались на городских маршрутах.
Икарус-280

Икарус-280 - городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства. В небольшом количестве еще эксплуатируются в Бресте, Гомеле, Гродно, Пинске, Лиде,  Полоцке, Жлобине и других городах республики.
Икарус-415*

Икарус-415 – 12-метровый 3-дверный автобус. Производился в Венгрии. Одна машина эксплуатировалась в АП №7 Минска с 1995 по 2007 годы.
Икарус-435*

Икарус-435 – 18-метровый сочлененный автобус с задним расположением двигателя. Производился в Венгрии и России. Одна машина эксплуатировалась в АП №7 Минска с 1995 по 2007 годы.
Икарус-543 Икарус-543 - 8-метровый автобус среднего класса. В Беларуси практически нигде не использовался. В Могилеве один автобус работал на коммерческих маршрутах.
Автобусы российского и украинского производства
ЛАЗ-695,-697,-699

ЛАЗ-695, -697, -699. ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году автобусы выведены из эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы практически исчезли из других белорусских автопарков.

ЛАЗ-697 – автобус, созданный на базе ЛАЗ-695 – с мягкими сиденьями и багажным отсеком. ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более мощный двигатель. Обе междугородные модели уже практически не используются на белорусских дорогах.

ЛАЗ-4202*

ЛАЗ-52523*

ЛАЗ-4202 - 2-дверный автобус Львовского автобусного завода, пригородного типа. Выпускался во второй половине 1980-х годов и первой половине 1990-х. В единичных экземплярах эксплуатировался в разных городах республики, в основном на пригородных маршрутах, в частности, в Вилейке, Молодечно, Лиде. В Поставах один автобус работал на городском маршруте. В Минске один автобус используется для служебных нужд в Автобусном парке №5.

ЛАЗ-52523 - 3-дверный автобус большого класса Львовского автобусного завода, городского типа. Выпускался в 1990-х - первой половине 2000-х годов. Конструктивно является развитием модели 4202. Один автобус работал в Минске на маршрутах 1-го автобусного парка, был оснащен двигателем Renault.

ЛиАЗ-677*

ЛиАЗ-677 – 10-метровые автобусы большого класса. Выпускался в Подмосковье с 1967 года. Первый массовый советский автобус с автоматической коробкой передач. В отличие от украинского ЛАЗ-695, имел более просторный салон, удобный вход и накопительную площадку. ЛиАЗ-677 использовались на городских перевозках в Минске, Могилеве, Новополоцке, Осиповичах, Светлогорске и многих других городах Беларуси. С 2006 года выведены из эксплуатации.
ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. С 2007 года выведены из эксплуатации в Миснке. В других городах продолжают работать автобусы белорусской сборки (Лида, Слуцк, Барановичи и некоторые другие города).
ПАЗ-3205, -4234

ПАЗ-3205 - недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. В отдельных городах работает на пригородных маршрутах (Слуцк, Вилейка). В единичных экземплярах работает на городских маршрутах в Могилеве, Бобруйске (ПАЗ-3205), Поставах (ПАЗ-4234).

     ПАЗ-4230,     КАвЗ-4238

ПАЗ-4230 "Аврора" (КАвЗ-4235, КАвЗ-4238) – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске  некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы "Аврора" приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов (КАвЗ-4238).

МАрЗ-42191 МАрЗ-42191 - междугородный автобус большого класса, используется в нескольких городах Беларуси (например, в Глуске) для осуществления перевозок по междугородным маршрутам.
МАрЗ-5266

МАрЗ-52661 - один из самых дешевых городских автобусов большого класса на территории бывшего СССР. Использовался в единичных экземплярах в некоторых городах республики. Один автобус работал в АП №4 Минска. Автобусы в комплектации с 3-мя полноуенными дверьми используются в единичных экземплярах в Новолукомле, Борисове и некоторых других городах. В Светлогорске есть автобус в более поздней модификации, с вклеенными стеклами.
МАрЗ-5277 МАрЗ-5277 - 12-метровый автобус большого класса, городского типа. Используется всего в нескольких городах Беларуси, к примеру, в Могилеве один автобус желтого цвета используется на городских и пригородных маршрутах.
Автобусы производства стран Западной Европы
Mercedes-Benz Sprinter

Mercedes-Benz Sprinter – 20-местные микроавтобусы. 200 машин с 2005 года работает в автопарках Минска на городских коммерческих, пригородных и междугородных маршрутах.
Mercedes-Benz O345G

Mercedes-Benz O345G – 18-метровый сочлененный автобус с задним расположением двигателя. Одна машина эксплуатируется с 1997 года в АП №5 Минска.
Karosa B741*

Karosa B741 – 18-метровый сочлененный автобус чешского производства с задним расположением двигателя. Один автобус с 1996 по 2008 годы эксплуатировался в АП №7 Минска.
Другие городские автобусы Еще несколько моделей городских автобусов иностранного производства работают в некоторых городах республики (Mercedes-Benz, MAN, Setra, Volvo, DAF). Автобусы приобретены поддержанными в европейских городах и эксплуатируются в Бресте, Витебске, Могилеве, Бобруйске и некоторых других городах.
Туристические автобусы Несколько моделей междугородных автобусов иностранного производства работают в автопарках многих городах республики. Автобусы марок Mercedes-Benz, Setra, Scania, VanHool, Iveco приобретены поддержанными в европейских городах. Два десятка туристических автобусов работают в АП №2 Минска.

В 2009-2011 годах в автопарки Миноблавтотранса пришли новые туристические автобусы иностранного производства. Это 12,4-метровые лайнеры Irisbus Domino и автобусы малого класса Irisbus Daily Tourys.

 
Автобусы 1920-1970-х годов*
Икарус-180, -556  
Икарус-55  
ЛАЗ-695, Е, М  
ПАЗ-652, -672

ПАЗ-652, -672. ПАЗ-652 выпускался В Павлово-На-Оке и поступал в небольших количествах в Минск. Его производили с 1958 года на Павловском автобусном заводе. После его сменил схожий по конструкции ПАЗ-672, имевшийся уже во многих парках Белоруссии.

 
КАвЗ-685

 
 ГЗА, ПАЗ, КАвЗ-651  
ЗИЛ-127  
ЛиАЗ-158  
ЗИС-155  
ЗИС-154  
АМО, Я-6, ЗИС-8, ЗИС-16  
Автобусы иностранных фирм 1920-х годов  

 * - выведены из эксплуатации

 

 

Иван Войтешонок   2004-2010

Фотоматериалы автора

©  beltransport.by    2009-2010

 www.beltransport.by