www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобус среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора" (КАвЗ-4235) и большого класса КАвЗ-4238

Автобус ПАЗ-4230 «Аврора» разработан Павловским автобусным заводом (Павлов, Россия) во второй половине 1990-х годов. Кузов автобуса – вагонного типа с несущим основанием. Доступ в салон осуществляется через две двери (выдвижного типа или складывающиеся). Несмотря на всем привычную аббревиатуру «ПАЗ», автобус не имеет практически ничего общего с обычными угловатыми “пазиками”: «Аврора» имеет длину 8,3 метра, вместимость доходит до 56 человек, это полностью оригинальный автобус с двигателем, расположенным в заднем свесе.

Первоначально автобусы выпускались на Курганском автобусном заводе (КАвЗ), но под именем ПАЗ-4230. Несколько позже производство упрощенных версий было освоено и на самом Павловском автобусном заводе (ПАЗ). Сейчас же машина производится только в Кургане под индексом КАвЗ-4235. Освоен также выпуск автобусов с увеличенной колесной базой КАвЗ-4238. Длина автобуса увеличилась до 10 метров, а количество сидений – до 35.

    

Каркас автобусов сваривается из прямоугольных стальных труб. Кузов облицован стальными листами с оцинковкой. Передок и задок выполнен из стеклопластиковых панелей. В обтекаемый стеклопластиковый передок отлично вписались фары от легковых автомобилей ВАЗ семейства «Самара-2». Боковые стекла могут быть как на уплотнителях (упрощенная версия), так и вклеенные.

    

В белорусских автопарках используются в основном автобусы в междугороднем исполнении. В салоне установлены мягкие сиденья с высокой спинкой. Над пассажирскими местами располагаются полки для ручной поклажи. Двери автобусов – выдвижного типа, с пневматическим приводом.

    

«Аврора» спроектирована преимущественно на агрегатах грузовых автомобилей. Автобус имеет дизельный «тракторный» двигатель минского производства ММЗ Д-245.9. Максимальная мощность – 136 л.с. (101 кВт) при 2400 об/мин. Максимальный крутящий момент (460 Н*м) достигается при 1300 об/мин. На автобусах, которые приходили в 2007-2008 годах, устанавливается 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBE 150.

    

Сцепление – однодисковое сухое, от грузового автомобиля ГАЗ-4301. Коробка передач – пятиступенчатая. Оба моста позаимствованы у грузовика ЗИЛ-4331. Рулевое управление – такое же, как на дальнобойных грузовиках МАЗ.

    

Машины, выпущенные на разных заводах имеют конструктивные отличия. Автобусы, произведенные в Павлове, по сути являются упрощенным вариантом первоначальной конструкции. Машины курганского производства выглядят более презентабельно и современно: машины имеют вклеенные стекла, две одностворчатые двери выдвижного типа (как на Икарус-256), под пассажирским салоном находятся вещевые отсеки общим объемом 1,75 кубических метров. Автобус имеет уютный салон с обшитыми тканью багажными полками, сиденья могут быть как полужесткими, так и мягкими. По заказу автобусы могут комплектоваться “насекомовидными” зеркалами, панорамным лобовым стеклом. Именно такие машины работали в Минске и продолжают работать в других городах. Кузова павловских «Аврор» - более простые. Боковые стекла не вклеены, а установлены на уплотнителях, двери – двустворчатые, складного типа (от ПАЗ-3205), потолок обшит пластиком, сидения – полужесткие. Зато автобусы комплектуются более широкими бескамерными 22-дюймовыми шинами вместо 20-дюймовых стандартных “пазовских”, что положительно сказалось на управляемости. Разница в цене автобусов – около 5-7 тысяч долларов. На снимках: "Аврора", выпущенная на КАвЗе (слева) и на ПАЗе (справа).

    

В 2007-2008 годах в автопарки районных и областных центров стали приходить автобусы КАвЗ-4238. За счет увеличенной колесной базы в автобусах без ущерба комфорту пассажиров установили 35 сидений. Потолочных блоков индивидуальной вентиляции и освещения нет, зато во всех автобусах установлены кондиционеры и жидкокристаллические мониторы. В автобусах установлены двигатели американской фирмы Cummins, отвечающие нормам Евро-3.

    

 

С точки зрения пассажира можно отметить хорошее отопление салона в зимний период. Кстати, на курганских автобусах устанавливают печки иностранного производства, а на павловские – российского производства, включенные в систему охлаждения. В салоне - два ряда сдвоенных сидений, что затрудняет передвижение пассажиров по центральному проходу сидений (ширина прохода около 350 мм), узкие проемы дверей и маленькие высокие ступеньки, что затрудняет использование автобуса в городских условиях. С другой стороны, для пригородных перевозок автобус вполне подходит. Водители также выбрали бы автобусы из Кургана: на них устанавливается сиденье с высокой спинкой и пневмоподвеской, а на павловских – “табуретка” от КамАЗа. Наличие кондиционера на автобусах последних лет делает поездку более комфортной.

С 2002 года ПАЗ-4230 «Аврора» поступали в Минск и некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы КАвЗ приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов.
 

 

Технические характеристики

Модификации двигателей

ПАЗ-4230 (КАвЗ-4235)

КАвЗ-4238

Двигатель

ММЗ Д-245.9,

4-цил., с турбонаддувом

Cummins ISBE 150, 4-цил., с турбонаддувом

Cummins EQB 210, 6-цил., с турбонаддувом

Рабочий объем, л

4,75

3,9

5,9

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

110 и 125

-

-

Степень сжатия

15,1

-

-

Максимальная мощность, л.с. (кВт)

136 (101) при 2400 об/мин

150 (110) при 2500 об/мин

210 (154)

Максимальный крутящий момент, Нм

460 при 1300 об/мин

550 при 1300 об/мин

-

Максимальная скорость, км/ч

93

110

110

 

Модификации автобуса

ПАЗ-4230-01

ПАЗ-4230-03

КАвЗ-4238

Число мест для сидения

31

27

35

Общее число мест

54

56

35

Полная масса, кг

11040

10975

10470

Собственная масса, кг

7070

6920

7820

Длина/ширина/высота, мм

8380/2500/2995

9620/2500/2995

Колесная база, мм

3600

4840

Объем багажного отсека, куб.м.

1,75

3,5

Двигатель

См. таблицу выше

Сцепление

Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с 18 периферийными пружинами, с пневмогидроусилителем

Коробка передач

ПАЗ-3206-70 механическая, 5-ступенчатая, с ускоряющей передачей, синхронизированная с механическим тросовым приводом

ZF 6S-700, механическая,  5-ступенчатая

 

Рулевой механизм

МАЗ-64229 с гидроусилителем руля

Подвеска

Передняя

Рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости

Задняя

Рессорная

Пневморессорная

Тормоза

Рабочий

Барабанные, с пневмоприводом

Стояночный

На механизмы задних колес

Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м

32,1

Напряжение в бортовой сети, В

24

Число колес

6+1

Размерность шин

8,25 R20

11/70R22,5, бескамерные

Расход топлива

16-22

 

 

Иван Войтешонок, 2005-2009

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

При подготовке страницы использованы рекламные материалы продукции компании "Русские автобусы"

Фотоматериалы Ивана Войтешонка и Владимира Савайтана

©  beltransport.by    2009

 www.beltransport.by