www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трамваи

Трамвай появился в Беларуси в 1898 году, в Витебске. Спустя более чем 30 лет, в 1929 году, трамвайные вагоны стали курсировать по Минску. Сейчас трамвайные линии проложены в четырех городах: Витебске, Минске, Мозыре и Новополоцке.

В настоящее время трамваи представлены семью основными моделями. Трамвайный парк республики состоит из более чем 350 вагонов, из которых чуть более 150 эксплуатируются в столице.

Ниже можно ознакомиться с краткой характеристикой моделей, а также обратиться к подробному техническому описанию.

 
АКСМ-60102

АКСМ-60102 – 4-осный 3-дверный трамвай с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями. Трамваи выпускаются в Минске и поставляются с первой половины 2000-х годов Минск, с середины 2000-х годов – в Витебск, Новополоцк. В настоящее время является основой трамвайного парка Минска. В ближайшее время других моделей в столице практически не останется. Полтора десятка трамваев пришли на замену РВЗ-6 и КТМ-5 в Витебске, несколько вагонов работает в Новополоцке.
АКСМ-62103

АКСМ-62103 – 4-осный 3-дверный трамвай с переменным уровнем пола. В основу модели лег трамвай АКСМ-601 (см. выше) Внешне изменились передок и задок - появились новые фары, изменились формы бамперов. В средней части боковин остекление понижается. В середине салона - низкий пол, во втором дверном проеме - рампа для закатывания инвалидной коляски. В переднюю и заднюю части салона со средней площадки ведут две ступеньки. Системы управления, приборы и электроника вагона стали более современными. Первый трамвай данной модели с начала 2010 года работает в Витебске. Пока это единственный город в Беларуси где работают данные трамваи.
АКСМ-743

АКСМ-743 – 8-осный трехсекционный вагон с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми двигателями. Способен увезти сразу 300 пассажиров. Модели подобного типа на постсоветском пространстве появились лишь 5-6 лет спустя. Модель оказалась слишком дорогой для парков бывшего СССР начала 2000-х годов. Существует в единственном экземпляре. Работает в Минске на маршрутах 4, 6 (№031).
АКСМ-843

АКСМ-84300М – 8-осный трехсекционный вагон с системой управления тяговыми двигателями, основанной на IGBT-транзисторах. Вмещает около 300 пассажиров. Пол поднят на уровень одной ступеньки лишь над первой и последней тележками. В вагоне предусмотрено две кабины с электронными панелями приборов, поэтому при желании трамвай может обходиться без разворотных колец. Один вагон, после проведения опытной эксплуатации летом 2009 года, приобретен для минского трамвайного парка. В 2010-2011 годах получено еще 4 трамвая.
Tatra T6B5*

Татра Т6Б5 – 4-осный 3-дверный трамвай с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями. Трамваи выпускались в Чехии. Поставлялись в Минск в первой половине 1990-х годов (всего 24 единицы). Модель зарекомендовала себя как исключительно надежная и удобная. Выгодно отличается от других моделей трамваев управлением при помощи ножных педалей вместо рычагов и контроллеров. Эксплуатировалась как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона). С 2008 года начался постепенный вывод из эксплуатации трамваев Татра. Последние вагоны ушли с линий в августе 2011 года.
КТМ-5

КТМ-5 – 4-осный 3-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Одна из самых массовых моделей советских трамваев выпускалась на Усть-Катаевском вагоностроительном заводе в 1980-х годах. Внешне узнаваема благодаря широким одностворчатым дверям с цепным приводом, сдвигающимся по боковинам во время остановки. Вагоны поставлялись в три города – Витебск, Новополоцк и Мозырь. По состоянию на начало 2009 года вагоны составляют половину трамвайного парка Витебска (в последнее время заменяются трамваями АКСМ-60102), около 80 % парка в Новополоцке. Эксплуатируется как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона). В Мозыре это единственная модель трамвая, эксплуатируются в сцепке по два вагона. Состояние мозырьских вагонов близко к идеалу.
КТМ-8

КТМ-8 – 4-осный 4-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Один вагон до недавнего времени эксплуатировался в Минске (№022). 8 вагонов с модернизированным внешним видом работают в Витебске. Внешне трамвай узнаваем благодаря дверям с цепным приводом, сдвигающимся по боковинам во время остановки.
РВЗ-6*

РВЗ-6 – 4-осный 2-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Поставлялись в Минск и Витебск. Всем известные красно-желтые трамваи выпускались на Рижском вагоностроительном заводе (Латвия) с 1960-х годов. РВЗ-6 являлась самой массовой моделью до 1980-х годов в Витебске и до середины 2000-х годов в Минске. Эксплуатируется как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона). С мая 2008 года эксплуатация в Минске была прекращена. Постепенно модель исчезает и с витебских улиц: к 2011 году осталось лишь несколько вагонов.
Duewag GT8D*

 

Duewag GT8D – 8-осный трехсекционный вагон с реостатно-контакторной системой управления тяговыми двигателями. Выпускался в Германии с начала 1960-х годов. В 2000-х годах в Минск было поставлено 10 трамваев 1969 года выпуска, выведенных из эксплуатации в городе Карлсруэ. Несмотря на преклонный возраст, вагоны и сейчас обладают непревзойденной плавностью хода и поразительной тишиной в вагонах. В 2008 году списано 5 вагонов. В середине 2009 года на линии работали 2-3 вагона. К ноябрю все трамваи были выведены из эксплуатации. Один вагон сохранен в Трамвайном парке Минска.
Спецтехника  
Исторический подвижной состав
ЛМ-49  
КТМ-1, КТМ-2  
МТВ-82  
КМ  

* - выведены из эксплуатации

 

 

Иван Войтешонок

Фотоматериалы автора

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by