www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбусы

Троллейбус появился в Беларуси в 1952 году. Троллейбусы тогда стали курсировать по главному проспекту столицы, в Минске. Сейчас троллейбусы эксплуатируются в 7 городах Беларуси: Бресте, Бобруйске, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске и в Могилеве. В настоящее время троллейбусы представлены девятью основными моделями. Троллейбусный парк республики состоит из почти 1900 троллейбусов, из которых более 1000 эксплуатируются в столице.

Ниже можно ознакомиться с краткой характеристикой моделей, а также обратиться к подробному техническому описанию.

 
АКСМ-101

АКСМ-101 – 11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе, с реостатно-контакторной системой управления. Первая модель троллейбуса белорусского производства. Представляет собой глубоко модернизированный троллейбус ЗИУ-682. Модель получила иной двигатель, мосты, отделку салона и самое главное – вынесенное на крышу силовое электрооборудование. Троллейбусы с первой половины 1990-х годов поступали во все троллейбусные депо Беларуси. C 2009-2010 годов постепенно выводятся из эксплуатации. Первым городом без АКСМ-101 стал Минск.
АКСМ-201

АКСМ-201 – 11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе. Белорусский троллейбус второго поколения получил новый угловатый кузов, иную компоновку салона и оборудования, тиристорно-импульсную систему. Немного позже стал выпускаться более дешевый вариант с реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем. В Минске почти все троллейбусы (кроме одного) – с ТИСУ, в остальных городах – с РКСУ. До 2008 года троллейбусы эксплуатировались во всех депо Беларуси. Затем постепенно началось списание. В 2010 году от АКСМ-201 избавился Минск, в других городах они продолжают работать. В последние несколько лет троллейбусы данной модели почти не поставлялись (за исключением Гродно в 2010 году).
АКСМ-213

АКСМ-213 – 16-метровый 4-дверный сочлененный вариант троллейбуса АКСМ-201. Отличается от базовой модели второго поколения по электрооборудованию. Троллейбусы в большом количестве эксплуатируются в троллейбусных парках №№ 2,3,5 Минска, одна единица работает в Троллейбусном депо №1 Гомеля.

 

АКСМ-321

АКСМ-321 – 11,5-метровый троллейбус с 3-мя дверьми. Это первый крупносерийный полностью низкопольный троллейбус на постсоветском пространстве. Оснащается как ТИСУ, так и системой управления тяговым электродвигателем на IGBT-транзисторах (в основном троллейбусы последних лет выпуска). С начала 2000-х годов небольшое количество троллейбусов эксплуатировалось в Минске. С 2006 года начались массовые поставки в столицу, с 2007-2008 годов – в другие города республики. В настоящее время АКСМ-321 работают во всех депо Беларуси.
АКСМ-333

АКСМ-333 – 18-метровый полностью низкопольный троллейбус с 4-мя дверьми. Оснащен системой управления тяговым электродвигателем на IGBT-транзисторах. Первый троллейбус появился еще в 1998 году и поступил в Троллейбусное депо №4 Минска (сейчас работает в Троллейбусном парке №3). Троллейбус оказался слишком современным и дорогим для своего времени (аналогичные машины в России и Украине появились в производстве почти на 10 лет позже). По состоянию на начало 2009 года в Беларуси эксплуатировалось только три АКСМ-333: по одному в Минске, Могилеве (с тиристорно-импульсной системой) и Бобруйске (с дизель-генератором для обеспечения автономного хода). Но затем в 2009-2010 годах большая партия троллейбусов была заказана Минском.

АКСМ-420

АКСМ-420 – 11-метровый троллейбус необычной компоновки – с кабиной над передней осью и двумя пассажирскими дверьми в пределах растянутой колесной базы. Система управления тяговым электродвигателем – на IGBT-транзисторах. Имеется возможность автономного хода, всеми системами управляет компьютерный блок. Один из троллейбусов данной модели в конце 2008 года проходил испытания в Троллейбусном парке №2 Минска. В 2009 году в Минск поступило 5 троллейбусов данной модели. Летом 2009 года один троллейбус временно работал в Витебске (при проведении фестиваля "Славянский базар").
МАЗ-103Т

АКСМ-221

МАЗ-Этон Т103

МАЗ-103Т / АКСМ-221 / МАЗ-Этон Т103 –12-метровые низкопольные троллейбусы с тиристорно-импульсной системой управления, унифицированные по кузову и шасси с автобусом МАЗ-103. Три модели троллейбуса отличаются набором силового электрооборудования и некоторыми элементами оснащения.

МАЗ-103Т – троллейбус производства АМАЗ Выпускался с 1999 года. В Минск с 1999 по 2002 годы было поставлено 25 троллейбусов (в ТП №4), еще 2 – в Гродно. В 2005 году в столицу поступило еще 18 троллейбусов (ТП № 1,2,4).

АКСМ-221 – троллейбус совместного производства АМАЗ и УП Белкоммунмаш освоило выпуск троллейбуса АКСМ-221. На Белкоммунмаше устанавливали электрооборудование, унифицированное с моделью АКСМ-213. С этого времени в Минск стали поступать троллейбусы совместного производства. В 2002-2004 годах в ТП №4 Минска пришло 35 троллейбусов и еще 8 – в ТП №5. Большую партию АКСМ-221 Минск закупил в 2007 году (ТП №№ 2,3,5). В 2008 году такие машины стал закупать Брест.

МАЗ-Этон Т103 – модель совместного производства АМАЗ и ООО Этон. Как и в случае с Белкоммунмашем, МАЗ поставляет укомплектованный всем кузов, а ООО «Этон» устанавливает электрооборудование. По сути, троллейбусы пришли на замену МАЗ-103Т. Из белорусских городов троллейбусы МАЗ-Этон Т103 есть только в Бресте (закуплены в 2008 году).

Белкоммунмаш на базе МАЗ-203 Троллейбус, выпущенный на "Белкоммунмаш" и собранный на базе кузова автобуса МАЗ-203 - 12-метровая полностью низкопольная машина с системой управления на IGBT-транзисторах. Троллейбус  унифицирован по кузову и шасси с автобусом МАЗ-203 - остались практически неизменными компоновка салона и даже "шахта" моторного отсека. Один подобный троллейбус проходил осенью 2009 года опытную эксплуатацию в Троллейбусном парке №3 Минска. Затем он был передан на постоянную эксплуатацию в Гродно.
ЗИУ-682

ЗИУ-682 (ЗИУ-9) – 11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе, с реостатно-контакторной системой управления тяговым электродвигателем. Самая массовая модель троллейбуса в мире. Выпускается с 1972 года до настоящего времени с некоторыми изменениями. До 2000-х годов являлась основой парка во всех семи городах Беларуси с троллейбусным движением. В больших количествах поставлялась во все парки до распада СССР. В 1990-х годах было поставлено всего несколько машин в Минск, Гомель, Бобруйск. В 2007 году троллейбусы с модернизированным внешним видом поступили в Гродно.

С 2006 года время активно заменяются троллейбусами белорусского производства. В Минске из более чем 1000 эксплуатировавшихся троллейбусов последние несколько десятков исчезли с улиц в 2009 году, в 2008 году прекратилась работа ЗИУ в Витебске. Несколько десятков троллейбусов колесят по улицам Гродно. В Гомеле, Бобруйске, Бресте работает небольшое количество машин.

Тролза 682Г-016 – модернизированный вариант троллейбуса ЗИУ-682. Часть электрооборудования вынесена на крышу. Изменено оформление передка, устанавливаются двери как складывающегося, так и поворотного типа. Троллейбусы работают только в Гродно.

Тролза-6205*

Тролза-6205 – модернизированный вариант троллейбуса ЗИУ-683 – с измененным внешним видом, оформлением салона, тиристорно-импульсной системой управления тяговым электродвигателем. Поставлялся только в Минск. Работали до 2009 года.
ЗИУ-683*

ЗИУ-683 (ЗИУ-10) – 16-метровый 4-дверный сочлененный вариант троллейбуса ЗИУ-682. В Беларуси эксплуатировался только в Троллейбусном депо №1 столицы. В 2008 году троллейбусы были выведены из эксплуатации.
Киев-11, ЮМЗ-Т1*

 

 

Киев-11, ЮМЗ-Т1 – 18-метровые сочлененные троллейбусы с 3-мя ступенями на входе, с реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем. Характерной особенностью является наличие двух тяговых электродвигателей и привода на вторую и третью оси. Киев-11 спроектирован на Киевском заводе электротранспорта. Троллейбусы, эксплуатировавшиеся в Беларуси, были собраны на предприятии Белкоммунмаш (Минск). Три троллейбуса работали в Минске и два в Могилеве. ЮМЗ-Т1 – троллейбусы, собранные по киевским чертежам на Южном машиностроительном заводе (Днепропетровск, Украина) с некоторыми изменениями. Троллейбусы эксплуатировались в Минске в количестве 5 единиц. В настоящее время 10 троллейбусов данных моделей выведены из эксплуатации.
Троллейбусы 1950-1970-х годов
ЗИУ-5* ЗИУ-5 - 11-метровый двухдверный троллейбус, первый в СССР, оснащенный реостатно-контакторной системой управления тяговым электродвигателем. Эксплуатировался в Беларуси (Минск, Гомель, Могилев) с 1962 года по вторую половину 1980-х годов.
ТБЭ-С56, МТБЭС*  
МТБ-82Д*

 

 * - выведены из эксплуатации

 

 

Иван Войтешонок

Фотоматериалы автора

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by