АКСМ-101
|
АКСМ-101
– 11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе, с
реостатно-контакторной системой управления. Первая модель троллейбуса
белорусского производства. Представляет собой глубоко модернизированный
троллейбус ЗИУ-682. Модель получила иной двигатель, мосты, отделку салона и
самое главное – вынесенное на крышу силовое электрооборудование. Троллейбусы
с первой половины 1990-х годов поступали во все троллейбусные депо Беларуси.
C 2009-2010 годов постепенно выводятся из
эксплуатации. Первым городом без АКСМ-101 стал Минск. |
АКСМ-201
|
АКСМ-201
– 11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе. Белорусский
троллейбус второго поколения получил новый угловатый кузов, иную компоновку
салона и оборудования, тиристорно-импульсную систему. Немного позже стал
выпускаться более дешевый вариант с реостатно-контакторной системой
управления тяговым двигателем. В Минске почти все троллейбусы (кроме одного)
– с ТИСУ, в остальных городах – с РКСУ. До 2008 года троллейбусы
эксплуатировались во всех депо Беларуси. Затем постепенно началось списание.
В 2010 году от АКСМ-201 избавился Минск, в других городах они продолжают
работать. В
последние несколько лет троллейбусы данной модели почти не поставлялись (за
исключением Гродно в 2010 году). |
АКСМ-213
|
АКСМ-213
– 16-метровый 4-дверный сочлененный вариант троллейбуса АКСМ-201.
Отличается от базовой модели второго поколения по электрооборудованию. Троллейбусы в большом количестве эксплуатируются в троллейбусных парках №№
2,3,5 Минска, одна единица работает в Троллейбусном депо №1 Гомеля. |
АКСМ-321
|
АКСМ-321
– 11,5-метровый троллейбус с 3-мя дверьми. Это первый крупносерийный
полностью низкопольный троллейбус на постсоветском пространстве. Оснащается
как ТИСУ, так и системой управления тяговым электродвигателем на
IGBT-транзисторах
(в основном троллейбусы последних лет выпуска). С начала 2000-х годов
небольшое количество троллейбусов эксплуатировалось в Минске. С 2006 года
начались массовые поставки в столицу, с 2007-2008 годов – в другие города
республики. В настоящее время АКСМ-321 работают во всех депо Беларуси. |
АКСМ-333
|
АКСМ-333
– 18-метровый полностью низкопольный троллейбус с 4-мя дверьми. Оснащен
системой управления тяговым электродвигателем на
IGBT-транзисторах.
Первый троллейбус появился еще в 1998 году и поступил в Троллейбусное депо
№4 Минска (сейчас работает в Троллейбусном парке №3). Троллейбус оказался
слишком современным и дорогим для своего времени (аналогичные машины в
России и Украине появились в производстве почти на 10 лет позже). По
состоянию на начало 2009 года в Беларуси эксплуатировалось только три
АКСМ-333: по одному в Минске, Могилеве (с тиристорно-импульсной системой) и
Бобруйске (с дизель-генератором для обеспечения автономного хода).
Но затем в 2009-2010 годах большая партия троллейбусов была заказана Минском.
|
АКСМ-420
|
АКСМ-420
– 11-метровый троллейбус необычной компоновки – с кабиной над передней осью
и двумя пассажирскими дверьми в пределах растянутой колесной базы. Система
управления тяговым электродвигателем – на
IGBT-транзисторах.
Имеется возможность автономного хода, всеми системами управляет компьютерный
блок. Один из троллейбусов данной модели в конце 2008 года проходил
испытания в Троллейбусном парке №2 Минска. В 2009 году в Минск поступило 5 троллейбусов данной
модели. Летом 2009 года один троллейбус временно работал в Витебске
(при проведении фестиваля "Славянский базар"). |
МАЗ-103Т
АКСМ-221
МАЗ-Этон Т103
|
МАЗ-103Т / АКСМ-221
/ МАЗ-Этон Т103
–12-метровые низкопольные троллейбусы с тиристорно-импульсной системой
управления, унифицированные по кузову и шасси с автобусом МАЗ-103. Три
модели троллейбуса отличаются набором силового электрооборудования и
некоторыми элементами оснащения.
МАЗ-103Т
– троллейбус производства АМАЗ Выпускался с 1999
года. В Минск с 1999 по 2002 годы было поставлено 25 троллейбусов (в ТП №4),
еще 2 – в Гродно. В 2005 году в столицу поступило еще 18 троллейбусов (ТП №
1,2,4).
АКСМ-221
– троллейбус совместного производства АМАЗ и УП Белкоммунмаш освоило выпуск
троллейбуса АКСМ-221. На Белкоммунмаше устанавливали электрооборудование,
унифицированное с моделью АКСМ-213. С этого времени в Минск стали поступать
троллейбусы совместного производства. В 2002-2004 годах в ТП №4 Минска
пришло 35 троллейбусов и еще 8 – в ТП №5. Большую партию АКСМ-221 Минск
закупил в 2007 году (ТП №№ 2,3,5). В 2008 году такие машины стал закупать
Брест.
МАЗ-Этон Т103
– модель совместного производства АМАЗ и ООО Этон. Как и в случае с
Белкоммунмашем, МАЗ поставляет укомплектованный всем кузов, а ООО «Этон»
устанавливает электрооборудование. По сути, троллейбусы пришли на замену
МАЗ-103Т. Из белорусских городов троллейбусы МАЗ-Этон Т103 есть только в
Бресте (закуплены в 2008 году).
|
Белкоммунмаш на базе МАЗ-203 |
Троллейбус, выпущенный на "Белкоммунмаш" и собранный на базе
кузова автобуса МАЗ-203 -
12-метровая полностью низкопольная машина с системой управления на
IGBT-транзисторах. Троллейбус унифицирован по кузову и шасси с автобусом МАЗ-203
- остались практически неизменными компоновка салона и даже
"шахта" моторного отсека. Один подобный троллейбус проходил осенью
2009 года опытную эксплуатацию в Троллейбусном парке №3 Минска.
Затем он был передан на постоянную эксплуатацию в Гродно. |
ЗИУ-682
|
ЗИУ-682 (ЗИУ-9) –
11-метровый 3-дверный троллейбус, с 3-мя ступенями на входе, с
реостатно-контакторной системой управления тяговым электродвигателем. Самая
массовая модель троллейбуса в мире. Выпускается с 1972 года до настоящего
времени с некоторыми изменениями. До 2000-х годов являлась основой парка во
всех семи городах Беларуси с троллейбусным движением. В больших количествах
поставлялась во все парки до распада СССР. В 1990-х годах было поставлено
всего несколько машин в Минск, Гомель, Бобруйск. В 2007 году троллейбусы с
модернизированным внешним видом поступили в Гродно.
С 2006 года время
активно заменяются троллейбусами белорусского производства. В Минске из
более чем 1000 эксплуатировавшихся троллейбусов последние несколько десятков исчезли с улиц в 2009 году,
в 2008 году прекратилась работа ЗИУ в Витебске. Несколько десятков
троллейбусов колесят по улицам Гродно. В Гомеле, Бобруйске, Бресте работает
небольшое количество машин.
Тролза 682Г-016 –
модернизированный вариант троллейбуса ЗИУ-682. Часть электрооборудования
вынесена на крышу. Изменено оформление передка, устанавливаются двери как
складывающегося, так и поворотного типа. Троллейбусы работают только в
Гродно. |
Тролза-6205*
|
Тролза-6205 –
модернизированный вариант троллейбуса ЗИУ-683 – с измененным внешним видом,
оформлением салона, тиристорно-импульсной системой управления тяговым
электродвигателем. Поставлялся только в Минск. Работали до 2009 года. |
ЗИУ-683*
|
ЗИУ-683 (ЗИУ-10) –
16-метровый 4-дверный сочлененный вариант троллейбуса ЗИУ-682. В Беларуси
эксплуатировался только в Троллейбусном депо №1 столицы. В 2008 году
троллейбусы были выведены из эксплуатации. |
Киев-11,
ЮМЗ-Т1* |
Киев-11, ЮМЗ-Т1
– 18-метровые сочлененные троллейбусы с 3-мя ступенями на входе, с
реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем. Характерной
особенностью является наличие двух тяговых электродвигателей и привода на
вторую и третью оси. Киев-11 спроектирован на Киевском заводе
электротранспорта. Троллейбусы, эксплуатировавшиеся в Беларуси, были собраны
на предприятии Белкоммунмаш (Минск). Три троллейбуса работали в Минске и два
в Могилеве. ЮМЗ-Т1 – троллейбусы, собранные по киевским чертежам на Южном
машиностроительном заводе (Днепропетровск, Украина) с некоторыми
изменениями. Троллейбусы эксплуатировались в Минске в количестве 5 единиц. В
настоящее время 10 троллейбусов данных моделей выведены из эксплуатации. |
Троллейбусы 1950-1970-х годов |
ЗИУ-5* |
ЗИУ-5 -
11-метровый двухдверный троллейбус, первый в СССР, оснащенный
реостатно-контакторной системой управления тяговым
электродвигателем. Эксплуатировался в Беларуси (Минск, Гомель,
Могилев) с 1962 года по вторую половину 1980-х годов. |
ТБЭ-С56, МТБЭС* |
|
МТБ-82Д* |
|