www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобус междугородного типа большого класса МАЗ-152

 

Городской автобус МАЗ-152 выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 2000 года. Первый автобус МАЗ-152 после заводских испытаний и участия в нескольких выставках был поставлен в Автобусный парк №2 Минска, где проработал до 2008 года (госномер КС 2808).

    

Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной, около $200000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно приспосабливая конструкцию к нашим условиям. Например, заводу не удалось наладить выпуск портального ведущего моста — и потому пришлось делать мост более простым, а заодно на 8 см поднимать пол в задней части салона. Сегодня доля импорта — если не считать силового агрегата, — не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей). Однако теперь цена низкопольных автобусов МАЗ-103 в базовой комплектации составляет около 40% от первоначальной.

Автобус МАЗ-152 является фактически единственной альтернативой на территории бывшего Советского союза устаревшим Икарус-250 для автохозяйств, занимающихся междугородними и туристическими перевозками. Автобус спроектирован с использованием большинства узлов и агрегатов, использующихся на грузовых автомобилях МАЗ, что положительно повлияло на его цену.

    

Автобус выпускается в двух базовых модификациях: МАЗ-152 и МАЗ-152А – более комфортабельная версия, имеющая богатое дополнительное оснащение, биотуалет. Вначале автобус имел немного иное расположение дверей и сидений, нежели сейчас. Первые автобусы имели двери в переднем и заднем свесах (схема слева). Теперь вторая дверь располагается в базе, кузов унифицирован с модификацией 152А а практически все автобусы оснащаются кондиционерами (схема справа).

    
 

Кузов и салон автобуса

Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет две двери выдвижного типа. С появлением автобуса МАЗ-152А задняя дверь была перенесена в колесную базу. Это же изменение коснулось обычной модификации 152. Передняя дверь и задняя дверь оборудованы одинаковым по конструкции электропневматическим приводом. В пневмосистеме привода каждой из дверей установлен распределитель, электронный блок управления, краны аварийного откры­вания дверей. Давление в пневмосистемах регулируется редукционным клапаном, ко­торый установлен возле задней двери. Для обеспечения необходимой траектории движения двери установлена тяга, которая шарнирно закреплена одним концом на нижней части двери, другим - на каркасе автобуса.

    

На автобусах МАЗ-152 установлены мягкие сиденья с механизмом регулирования угла наклона спинки сиденья, механизмом регулирования положения поднож­ки и механизмом поперечного смещения сиденья. Подушка и спинка сиденья закреплены на остове. Остов сиденья со стороны прохода закреплен на полу болтами. Механизм регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет изменять угол накло­на спинки в пределах 15°. Для изменения угла наклона спинки необходимо переместить до предела ручку 8 по направлению указанному стрелкой, отклонить сиденье на желаемый угол и отпустить ручку. При отпускании ручки сиденье фиксируется в любом промежуточном положении. Количество мест для сидения 45-47 (МАЗ-152) и 43 (МАЗ-152А).

Подлокотники сидений, расположенных ближе к проходу, для облегчения похода пассажиров снабжены механизмом, позволяющим опускать их в нижнее положение. Для опускания подлокотника его необходимо поднять в крайнее верхнее положение и опустить вниз до упора. Для установки подлокотника в нормальное положение его необходимо поднять в крайнее верхнее положение и опустить, подлокотник зафиксируется в нормальном положении.

 

Над сиденьями в автобусах МАЗ-152 установлены массивные прочные багажные полки, вмещающие внушительный объем поклажи. Полки обшиты тканью, для каждой пары сидений имеются блоки индивидуальной вентиляции и освещения. В большинстве автобусов, приходивших в Минск, на полке в районе второй двери смонтирован телевизор. Еще один телевизор установлен над лобовым стеклом.

    

В салоне автобуса МАЗ-152А расположены мягкие с подлокотниками кресла. Угол наклона спинки и расстояния между сиденьями по ширине регулируются. Салон оборудован системами индивидуального освещения и вентиляции, кондиционером, биотуалетом, холодильником, мини-кухней, аудио- и видеосистемами.

Технология производства кузова – “неоплановская” – сваривается остов из коробчатых профилей, а затем обшивается стальным листом. Заготовки каркаса - оцинкованные прямоугольные трубы - закрепляют на большом листе в специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их соединяют в единое целое. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали. Краска - полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цветовая гамма - глаза разбегаются. Цвет подбирают по желанию заказчика.

    

Кабина водителя – достаточно просторная. Органы управления расположены неплохо и не перекрывают друг друга. Перед водителем расположен щиток приборов, на котором находятся спидометр (известной фирмы VDO), указатель напряжения, манометры, тахометры, указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла, а также зуммер. Справа от панели приборов находятся кнопки управления светом, дверьми, объявления текущей/следующей остановок, блокировки дифференциала, управления остановочным тормозом, кнопка аварийной сигнализации. Слева от панели приборов находятся кнопки управления светом, вентиляцией и другими системами автобуса. Более подробная информация об органах управления представлена ниже на трехмерных рисунках.

Общий вид рабочего места водителя

    

Панель приборов и дополнительная панель слева от сиденья

    

Левая и правая части панели приборов
 

Силовой агрегат

Моторный отсек автобуса МАЗ-152 расположен в заднем свесе. На автобусы могут быть установлены как двигатели ЯМЗ, так и двигатели производства Mercedes. Двигатели ЯМЗ-7601 развивают 300 л.с. и 1275 Н*м. Российские двигатели устанавливались до 2006 года. Сейчас МАЗ-152 выпускаются только с двиателями Mercedes-Benz OM 501LA мощностью 354 л.с. (260 кВт).

Силовой агрегат расположен сзади вдоль продольной оси автобуса и крепится к каркасу автобуса в трех точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвертая поддерживающая опора коробки передач.

Система питания двигателя топливом разделенного типа. Она состоит из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. Топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами. Система питания воздухом двигателя состоит из заборника, соединенного с воздушным фильтром угловым патрубком и воздуховода, соеди­няющего воздушный фильтр и впускной коллектор двигателя. Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра имеется датчик сигнализатора засоренности. Воздушный фильтр использованный в данной системе, сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрую­щим элементом.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя. На автобусах, оснащенных двигателем с шестеренным неотключаемым приводом вентилятора дополнительно для регулировки теплового режима двигателя установлена шторка радиатора, которая может фиксироваться в любом положении, а также масляный радиатор, который служит для охлаждения масла в системе смазки двигателя. Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, воздушного охлаждения, расположен пе­ред водяным радиатором. На автобусах могут быть установлены подогреватели жидкостные 14.8106, 141.8106 (г. Ржев, Россия), Тур 268.07, Thermo 90S (Webasto). Подогреватели жидкостные предназначены для предпускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния нера­ботающего двигателя, салона автобуса и места водителя.

Привод управления подачей топлива для двигателей представляет собой тросовый привод с пневматическим усилителем. Необходимость установки пневмоусилителя обусловлена значительными усилиями на рычаге ТНВД.

Сцепление автобуса - ЯМЗ 238 (с двигателем ЯМЗ) или Sachs (с двигателем Mercedes-Benz) - двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. На автобусах МАЗ применяются гидравлические и механические приводы сцепления с пневматическим усилением.

Коробка передач на автобусах с российским двигателем - ЯМЗ 238 М - механическая , 8-ми ступенчатая трехвальная основная коробка с 2-х ступенчатым вальным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. С немецкими двигателями устанавливается 6-ступенчатая коробка передач ZF. Привод управления коробкой передач - дистанционный, механический. Он состоит из рычага переключения передач, установленного на полу автобуса, и передающего механизма, включающего валопровод, подвешенный на скользящих сферических опорах, реактивных тяг и устройства для согласования движений рычага переключе­ния передач и движений валика механизма переключения передач.

Более подробную информацию о комплектациях смотрите здесь.

Мосты и подвеска

Задний ведущий мост МАЗ-152 выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей. Он состоит из картера, центрального конического редук­тора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодоч­ных тормозов. Ведущий мост МАЗ-152 по устройству аналогичен мосту МАЗ-104, отличается только расположением центрального конического редуктора, который смещен относительно оси автобуса на большую величину. Передняя ось автобусов МАЗ-152 состоит из двух рычагов подвески и закрепленных на них через шкворень колесно-ступичных узлов. Вторые кон­цы рычагов подвески крепятся через палец и резиновые втулки к каркасу автобуса.

Задняя подвеска автобусов МАЗ-152 - зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Задний мост шарнирно связан с кузовом автобуса системой реактивных штанг, состоящей из двух нижних реактивных штанг и двух верхних реактивных штанг. Реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного момен­тов и передают толкающие усилия. Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены четыре разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа.

Подвеска передней оси состоит из опор, системы реактивных штанг, двух амортизаторов, двух пневмобаллонов и регулятора положения кузова. Передняя ось автобуса шарнирно связана с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух верхних реактивных штанг, двух нижних реактивных штанг и поперечной реактивной штанги. Верхние и нижние реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов. Поперечная реактивная штанга воспринимает боковые нагрузки. Поперечная реактивная штанга (тяга Панара) обеспечивает устойчивость автобуса при движении по дорогам с боковым уклоном и на поворотах. Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены два разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа.

Передача вертикальной нагрузки от веса автобуса происходит через четыре пневмобаллона. Для поддержания уровня пола в горизонтальном положении на определенной высоте, на каркасе установлены два регулятора положения кузова, которые рычагами и регулировочными тягами связаны с задним мостом.

Колеса и шины

Колеса автобусов - дисковые, приспособленные под бескамерные шины, наклон полок обода 15°. Для удобства накачки шин задние внутренние колеса оборудованы удлинителем вентиля, который крепится накидной гайкой на стебле вентиля колеса. Колеса к ступицам крепятся гайками с коническими нажимными шайбами.

На автобусы МАЗ-152 и МАЗ-152А могут устанавливаться шины следующих моделей: 295/80 R 22,5 И-378 150/147 М; 295/80 R 22,5 Я-454 152/148К*; Continental 285/80 R 22,5 152/148 М HS 45, HMS 45; Michelin 295/80 R 22,5 XZA 152/148 М.


Рулевое управление

Рулевое управление всех автобусов МАЗ разработано на основе узлов и агрегатов серийных автомобилей МАЗ. Рулевой механизм со встроенным распределителем состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполнен при сборке рулевого механизма шариками. Зубчатый сектор установлен на сдвоенных игольчатых подшипниках в эксцентричные втулки с рядом отверстий на торцах наружных поверхностей втулок, смещенных относительно оси отверстий подшипников, что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектор - рейка поворотом втулок.

На двигатели ЯМЗ устанавливаются насосы гидроусилителя НШ-32 с ременным приводом от коленвала, полностью аналогичным применяемому на автомобилях МАЗ.

Tормозная система

Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов - пневматический, двухконтурный.

Стояночная тормозная система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана-управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы. При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.

Вспомогательная тормозная система моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. При комплектации силового агрегата гидромеханической коробкой передач функции вспомогательного тормоза выполняет гидравлический тормоз-замедлитель. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса на затяжных спусках.
Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным барабаном. Тормозные накладки - безасбестовые серповидного профиля, крепятся к колодке стальными пустотелыми заклепками. Тормозной барабан крепится к ступице колеса болтами.

Электрооборудование

Автобусы имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом ("массой") является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

На автобусах в специальных нишах кузова установлены две сухозаряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А.

К системе наружной светотехники относятся: фары головного света, противотуманные фары, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака. На автобусе устанавливаются противотуманные фары с прямоугольным рассеивателем и галогенной лампой H1. Включение фар производится клавишным выключателем на щитке приборов. Противотуманные фары включаются только после включения габаритных огней.

К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона автобуса, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека. К системе внутреннего освещения можно отнести штепсельные розетки с переносной лампой. Фонари освещения салона автобуса и места водителя представляют собой люминесцентные светильники типа ЛАС24-18 с номинальным напряжением 24 В и лампой мощностью 18 Вт.

Блок коммутации находится в перегородке за сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке.

Система пожаротушения

Для безопасности пассажиров в случае возникновения пожароопасной ситуации в автобусах МАЗ может устанавливаться автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие. При правильном уходе за материалами отделки и отсутствии пятен от горюче-смазочных материалов полностью автобус выгорает более чем за сорок минут. Устройство системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огнетушащий аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее ингибиторы, и горение прекращается. При этом запрещается открывать люки моторного отсека в течение 5 минут после срабатывания системы для исключения возобновления горения.

Система отопления

Система отопления - двухконтурная. Для обогрева воздуха в автобусе используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов и отопителя. Подогретый в отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели - на лобовое стекло и в нишу к ногам водителя. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя. Второй контур системы отопления, обогревающий салон автобуса, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей (на автобусы устанавливаются от 1 до 3 шт.). Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. В систему отопления также входят воздухоотделительный бачок. При комплектации системы отопления с электропневмоклапанами управление электропневмоклапанами и приводами вентиляторов осуществляется соответствующей клавишей на панели приборов.

МАЗ-152 - недорогой комфортабельный автобус для перевозок между городами,  оснащен АБС, ПБС, тонированными стеклами, бортовым компьютером. Почти все автобусы, поставленные в парки Беларуси, имеют кондиционер

С точки зрения пассажира можно отметить неплохой интерьер. А сиденья, пожалуй, одни из лучших, если сравнивать с другими автобусами белорусских автопарков: они имеют очень удобный профиль, высокую спинку, что немаловажно в дальней дороге, сдвигаются в проход при ночных поездках. Конечно, попасть в салон можно, минуя высокие ступеньки, зато автобус имеет один из самых больших в классе багажных отсеков, а высокая посадка пассажиров способствует хорошему обзору с любого места. Рабочее место водителя также удобно – хорошая обзорность, информативные приборы, дополнительная печка. Автобус спроектирован в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускаемые модели имеют сертификат "Одобрение типа транспортного средства".

В Минске автобусы МАЗ-152 эксплуатируются с 1999 года. Чуть позже они появились и в других городах Беларуси. Имеются автобусы с двигателями ЯМЗ, и Mercedes-Benz (с 2004 года). Автобусы эксплуатируются в минском автопарке №2. С 1999 по 2004 годы в Минск поступило чуть более 10 автобусов. В дальнейшем ежегодно закупались 10-20 автобусов. Они пришли на смену устаревшим и морально, и физически венгерским Икарус-250 и Икарус-256. МАЗ-152 эксплуатируются на рейсах внутри страны, а также на некоторых международных маршрутах (Минск - Санкт-Петербург).

    

 

Техническая характеристика

Двигатели (все двигатели – 6-цилиндровые, V-образные)
  ЯМЗ-7601 Euro-2 Mercedes-Benz OM501LA Euro-3
Рабочий объем, л 11,15 11,95
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин 300 (222) 354 (260)
Максимальная скорость, км/ч 130 134
Сцепление ЯМЗ-183 Sachs MFZ 430
Коробки передач ЯМЗ-238 механическая , 8-ми ступенчатая трехвальная основная коробка с 2-х ступенчатым вальным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
ZF 6S 1701 BO механическая , 6-ступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Подвеска Передняя Независимая, пневматическая, двухбаллонная с двумя регуляторами положения кузова
Задняя Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная с двумя регуляторами положения кузова
Тормоза Рабочий Пневматический, с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, с ABS и ASR
Стояночный На механизмы задней оси
Число колес 6+1
Размерность шин 295/80 R22,5
Число мест для сидения 43-47
Общее число мест 43-47
Внутренняя высота салона в среднем проходе, мм 2057
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм 380
Высота пола над уровнем дороги, мм 1165
Полная масса, кг 18000
Нагрузка на оси, кг Переднюю 6500
Среднюю 11500
Длина/ширина/высота, мм 12000/2500/3500
Колесная база, мм 5900
Наружный радиус поворота, м 11,3
Угол переднего свеса, i-рад 8
Угол заднего свеса, 1рад 8
Продольный радиус проходимости, мм 13014
Ширина коридора, занимаемая автобусом при повороте с внешним габа­ритным радиусом 12,5 м, не более 6,7
Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м, не более 11,6
Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с полной массой, %, не менее 30
Расход топлива, л/100км 30

См. также:

 

 

Иван Войтешонок, 2004-2010

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

При подготовке страницы были использованы материалы Инструкции по эксплуатации автобусов МАЗ первого поколения

Фотоматериалы автора и предприятия-изготовителя

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by