www.beltransport.by | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подвижной состав | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобус городского типа
большого класса Икарус-263
Автобус
Икарус-263 выпускался на заводе Ikarus в Матиашфельде (Венгрия). К проектированию
серии 200, которой было суждено перевернуть все каноны автобусостроения,
на Икарусе приступили в конце 1960-х годов. Речь шла прежде всего о модульной
конструкции, которая собиралась, словно из кубиков, из унифицированных узлов.
Например, меняя количество и расположение элементов кузова, можно было собирать
автобусы различной длины, высоты, с разным количеством дверей.
Дизайнерское
решение семейства было лаконичным и функциональным: никаких изысков, ровный
параллелепипед, никаких признаков аэродинамики. Однако облик оказался настолько
запоминающимся, что спутать эти автобусы с другими просто невозможно. А
может быть, все дело в том, что для нас эти машины стали уже родными… Их собирают на просторах бывшего Советского
Союза, их ремонт и обслуживание досконально освоены нашими автопарками,
запчасти изготавливают во многих городах. «Двухсотки»,
кроме городов Советского Союза, до сих пор работают в Турции, Греции, Кувейте,
Китае, в некоторых городах Латинской Америки и даже в 8-ми городах США (Ikarus-286).
Всего в Советский Союз было поставлено более 140 тысяч автобусов.
Семейство Ikarus 200 получило и награды: серебряный
кубок французской ассоциации кузовных ателье, золотой диплом Лейпцигской
ярмарки, серебряный кубок принца Монако на конкурсе кузовов.
Автобус Икарус-263 имеет кузов вагонного
типа, несущей конструкции. Модель 263 является дальнейшим развитием модели
260 и имеет более вместительный салон, длина автобуса традиционная для
Европы, 12 метров. В Минске встречается только 3-дверное исполнение. Кузов
имеет в базе три 2-створчатые пассажирские двери сдвижного типа, одна
створка передней двери предназначена для водителя. Автобус имеет 3-рядную
планировку сидений: два ряда по правому борту, один ряд по левому.
Напротив задней и средней дверей имеются накопительные площадки. Площадка
напротив средней двери на многих автобусах заставлена сиденьями. Сиденье
водителя регулируется по высоте, длине, массе и наклону подушки и спинки.
Отопление салона возложено на водяную систему охлаждения двигателя, а
также на независимый отопитель Sirocco. Двигатель
расположен под полом в пределах базы. Модель базового силового агрегата
– Raba-MAN D2156 HM6U, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, рабочий объем 10,35
л., мощность 192 л.с., крутящий момент 697 Н*м при 1300 об/мин; коробка
передач – шестиступенчатая. Также в Минск было поставлено несколько автобусов
Ikarus-263.52 с двигателем мощностью 220 л.с., прибавка мощности была достигнута
за счет использования турбонаддува (так называемая
"горная" версия, можно узнать по характерному свисту на высоких
оборотах). Причем кроме обычной 6-ступенчатой коробки передач было несколько
машин с ГМП-3 (гидромеханическая коробка передач, подобная коробка, но
предыдущего поколения, устанавливалась на ЛиАЗ-677). Трансмиссия. Сцепление –
однодисковое сухое, с гидравлическим приводом выключения
через 6 выключающих рычагов. В гнездах кожуха сцепления - 36 нажимных пружин.
Тормозная жидкость заливается в специальный бачок, соединенный с клапаном
педали сцепления. Гидравлический привод для облегчения выключения сцепления
оборудован пневмоусилителем. Коробка
передач - шестиступенчатая, без синхронизаторов на передаче заднего хода.
Передаточные числа на передачах: 7,03 4,09 2,70
1,88 1,35 1,00. На задней передаче передаточное
отношение КПП составляет 6,48. Привод управления коробкой передач
представляет собой прочные карданные валы с шарнирами. Карданная передача -
один вал. Ведущий мост - задний.
Первая ступень - в центральном редукторе, вторая - в колесных. Картер моста
- штампованный, сварной. Шестерни центрального редуктора имеют спиральную
нарезку зубьев. Дифференциал находится в разъемной коробке. В колесном
редукторе в виде планетарного механизма применены обычные цилиндрические
шестерни с внешним и внутреннем зацеплением. Главная передача - двойная
разнесенная (коническая и планетарная), общее передаточное число 6,194. Подвеска. Подвеска автобуса Икарус-263 -
зависимая. Передняя - на двух пневмобаллонах, две продольные реактивные
штанги, два амортизатора. Задняя - на четырех пневмобаллонах, две продольные
и две А-образные реактивные штанги, четыре амортизатора. Тормоза. Рабочая тормозная система -
двухконтурная, с пневмоприводом и барабанными механизмами (диаметр барабанов
420 мм, ширина накладок 140 и 180 мм передних и задних тормозов
соответственно). Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, с пружинными
энергоаккумуляторами, с пневматическим приводом. Запасной тормоз совмещен со
стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с
электропневматическим приводом. Давление в пневмоприводе тормозов -
6,2...7,35 кгс/см2. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания
конденсата. Рулевое управление. Модель -
Csepel-Bendiberica C-500.03. Рулевое управление
автобуса Икарус состоит из рулевого механизма, масляного насоса с бачкоми
рулевого привода. Рулевой механизм - современного типа, "винт - шариковая
гайка". В картере механизма помещен толкатель, шарнирно соединенный с
поршнем. Весь рулевой механизм смонтирован непосредственно на рулевой
колонке. Эта конструкция довольно необычная и технологически сложная, но
зато очень компактная. Передаточное число 21,0; номинальное
давление в усилителе - 130 кгс/см2. Люфт рулевого колеса при работающем
усилителе - до 10°. Колеса. На автобусах Икарус
устанавливаются бездисковые колеса с поперечно-разборным ободом. Размерность
шин - 300-508Р. Давление в шинах: двух передних колес 0,8 МПа, четырех
задних - 0,7 МПа. Привод дверей.
Как и на
многих других автобусах, в том числе и современных, привод дверей
пневматический. Каждая половина двери имеет свой механизм с цилиндром,
установленный над дверным проемом. Применяются пневматические одинарные
цилиндры, сдвоенные для открывания всех створок одновременно на всех дверях,
кроме передней.
Управление дверными механизмами осуществляют электропневматические клапаны
цилиндров с электроприводами от кнопок в кабине водителя. Электрооборудование.
Номинальное напряжение бортовой сети у Икарусов - 24 В.
Аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные. Включение и выключение двух
батарей производится выключателем массы, который расположен у переднего
бампера. Аккумуляторные батареи расположены справа между
средней дверью и задней колесной аркой. Марка батарей - 6ЕН12 ЕХМ.
Емкость
аккумуляторной батареи - 182 Ач (2 шт), генератор AVF VG 901,
75 А и 28 В, имеет транзисторный регулятор напряжения
АВФ КФ-751 и кремниевый выпрямитель. Стартер Икаруса
представляет собой 4-полюсный двигатель, особенностью которого является
подвижный якорь, дополнительная обмотка возбуждения и дисковое сцепление
якоря. Марка AVF IM 522, 5,4 кВт. В фары головного света встроены лампы
дальнего света мощностью 45 Вт и ближнего мощностью 40 Вт. Габаритные фонари
- марки Виллтес мощностью 5 Вт. Автобусы Икарус имеют красную аварийную
лампу с надписью "STOP" на щитке приборов. Она
сигнализирует о неисправностях системы смазки или охлаждения двигателя,
понижении давления в тормозных контурах. Есть сигнальная лампа разряда
аккумуляторных батарей. Звуковой сигнал включается подрулевым рычажком. Все
предохранители электрической системы автобуса объединены в единый блок
коммутации, который размещен в кабине водителя.
С точки зрения пассажира можно отметить неэффективное отопление салона в
зимний период, неплохую систему вентиляции, удобную компоновку салона с
накопительными площадками, однако очень высокий уровень пола (двигатель
расположен по центру под полом). Автобус имеет широкий центральный проход
(950 мм). Автобусы Ikarus-263 были поставлены в город
Минск в конце 1980-х годов. Это практически последние поставки Икарусов с
конвейера (в 1990-х годах в Беларусь приходили поддержанные Икарусы). В
других городах Беларуси Икарусов-263 практически не было. В данный момент автобусы
Икарус-263 в Минске выведены из эксплуатации. Последние машины работали до
первых чисел июля 2007 года. За последние несколько лет им на смену
приходили городские низкопольники МАЗ-103. Автобусы эксплуатировались в парках 1,5,6,7. Ресурс автобусов был выработан более чем на сто
процентов.
Основные модификации
автобусов Икарус-263 и их различия:
Модифиикация
263.00
263.01
263.10
263.10Е
Тип
городской
пригородный
городской
пригородный
Кол-во дверей
3
2 (с
4-мя створками)
3
2
Кол-во мест для сидения
20
36
21
36
Двигатель
Raba-MAN D2156 HM6U
Raba-MAN D10 UTS155
или
UTSLL190
Мощность, кВт/л.с. при об/мин
162/220
при 2100
155/211
при
2100
или
190/258
при 1900
Крутящий момент, Нм при об/мин
850 при
1600
850 при
1600
912 при
1600 или 1115 при 1300
Максимальная скорость, км/ч
66
78
66
78 Техническая характеристика
Иван Войтешонок, 2004-2008
Информацию со страницы
можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская
группа" Фотоматериалы Ивана Войтешонка, Пылаева Александра, Алексея Косинского © beltransport.by 2009 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.beltransport.by |