www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-52523

Автобус ЛАЗ-4202 выпускался Львовским автобусным заводом с 1978 года. Он относится к городским машинам среднего класса. Модель не стала столь популярной, как более простой и дешевый ЛАЗ-695. Кроме того, что 4202 стал более дорогим автобусом, он еще и не отличался надежностью. В большинстве случаев они работали небольшое количество времени, а потом списывались или передавались в хозяйственные службы парков. Поэтому вплоть до 1993 года старая модель ЛАЗ-695 осталась в производстве. Сами ЛАЗ-4202 в Беларуси были мало распространены. Единичные экземпляры работали в Вилейке, Молодечно, Червене, Поставах, Лиде. В основном автобусы были списаны в первой половине 2000-х годов. В Поставах автобус работал до 2007-2008 годов, а в Лиде продолжал работать и в 2009-м.

Одна машина работала в минском автопарке №5 в качестве служебного автобуса: служила в разное время киоском по продаже талонов, диспетчерской станцией при организации временных маршрутов и даже мини-столовой.

Кузов ЛАЗ-4202 – вагонного типа, с несущим основанием. В салон ведут две четырехстворчатые двери. В отличие от ЛАЗ-695, модель 4202 обладает широкими проемами дверей – около 1200 мм. В целом, автобус получил современные, более прямоугольные обводы кузова. Но из-за того, что передняя дверь расположена у передка, а задняя – перед ведущим мостом, за ней до задка в салоне образовался тупик, что в городе довольно неудобно. В салоне автобуса предусмотрено 25 посадочных мест. Между 1-й и 2-й дверьми по левому борту располагается 3 сдвоенных сиденья, по правому борту – два одиночных. Напротив второй двери имеется накопительная площадка. За второй дверью по обоим бортам – по одному двухместному дивану стоят спинками к окну, а затем идут по два дивана слева и справа, по ходу движения. Вдоль задка – пятиместный диван. Проход в задней части довольно узкий – 580 мм, но в передней он составляет 1000 мм (у колесных ниш – 770 мм.). Общая пассажировместимость автобуса составляет 69 человек (номинальная) или 95 человек (максимальная). Снаяженная масса составляет 8,6 тонн, полная – 13,4 тонны. Дорожный просвет, как и у предыдущей модели, под задней ось составляет 310 мм, под передней – 350 мм.

    

ЛАЗ-4202 оснащался V-образным дизельным двигателем мощностью 180 л.с., с максимальным крутящим моментом 539 Нм. С двигателем агрегатировалась 3-ступенчатая гидромеханическая коробка передач с тормозом-замедлителем. Задний мост – с центральным редуктором и планетарными передачами в ступицах колес. Рулевой механизм – распространенного типа «винт-гайка», с встроенным усилителем. Подвеска, как у ЛАЗ-699 – рессорно-пневматическая, с 2-мя амортизаторами на каждой оси. Все тормозные механизмы автобуса – барабанного типа, с пневматическим приводом. Стояночный тормоз – с пружинным энергоаккумулятором и воздействием на механизмы задних колес. На заднем мосте, как и у большинства автобусов – сдвоенные колеса. Размерность шин – 10,00Р-20. Напряжение в бортовой сети автобуса – 24 В, автобус оснащался 4-мя аккумуляторами 6СТ-90. Для его зарядки предназначен генератор Г289 со встроенным выпрямителем.

На базе модели 4202 в 1990-е ЛАЗ стал выпускать целую гамму автобусов - более длинные 3-дверные варианты и даже сочлененные машины. Один автобус модели 5252 эксплуатировался в Минске с 1998 по 2007 годы в Автобусном парке №1.

    

Автобус ЛАЗ-5252, эксплуатировавшийся в Минске, был оснащен двигателем Renault, механической коробкой передач и задним мостом Raba с гипоидной главной передачей. Модель относится к автобусам большого класса, городского типа. Кузов ЛАЗ-5252 является дальнейшим развитием модели 4202 и схож с ним по дизайну, но вытянут по длине. Передок получил новый бампер и прямоугольные фары. Двери – три, поворотного типа вместо складывающихся на 4202, с механизмами Festo. Напротив средней двери – большая накопительная площадка. Еще одна чуть поменьше - напротив задней двери. В салоне в конце жизни автобуса были установлены сиденья осиповичского производства, обшитые тканью (стандартные быстро износились и сломались). Они расставлены по 3-4-рядной схеме. По правому борту за второй дверью было одно одиночное сиденье и далее - двойные, по левому борту - только двойные сиденья. Перед второй дверью по правому борту – одиночные сиденья и справа на передней колесной арке - двойное сиденье. Вдоль задка – 5 сидений.

    

В отличие от ЛАЗ-4202, у ЛАЗ-5252 была перегородка, полностью отделявшая кабину водителя от салона. Причем водитель мог входить не только через собственную створку передних дверей, но и через дверь в перегородке, то есть из салона. Приборная панель была выполнена из пластика.

    

    

Схемы: автобус ЛАЗ-4202 (слева) и ЛАЗ-5252 (справа)

 

Технические характеристики

Автобус

ЛАЗ-4202

ЛАЗ-52523

Число мест для сидения

25

28

Общее число мест

95

97

Двигатель

КамАЗ-7401, дизельный, V-образный, 8-цилиндровый

Renault MIDR, дизельный, 6-цилиндровый

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

120х120

 

Рабочий объем, л

10,85

 

Степень сжатия

17

 

Максимальная мощность, л.с. (кВт)

180 (132) при 3200 об/мин

 

Максимальный крутящий момент, Н*м

539, при 1400-1700 об/мин

 

Максимальная скорость, км/ч

75

70

Напряжение в бортовой сети, В

24

Аккумуляторная батарея

6СТ-90, 4 шт

 

Генератор

Г-289, со встроенным выпрямителем

 

Сцепление

-

однодисковое, сухое

Коробка передач

3-ступенчатая, гидромеханическая, с встроенным тормозом-замедлителем

5-ступенчатая, механическая, Praga 5PS 114

Рулевой механизм

Винт-гайка, с встроенным усилителем, передаточное число 23,6

Подвеска передняя и задняя

Зависимая, рессорно-пневматическая, с 2-мя гидравлическими амортизаторами на каждой оси

Тормоза

Рабочий

Барабанные, привод раздельный, пневматический

Стояночный

Барабанный на задние колеса с механическим приводом и пневмоусилителем

Число колес

6+1

Размерность шин

10,00 R20

Давление воздуха в шинах, атм

7,0 спереди, 7,5 сзади

Снаряженная масса, кг

8600

10400

Полная масса, кг

13400

 

Длина/ширина/высота, мм

9700/2500/2945

11140/2500/3070

Дорожный просвет, мм

310

Радиус поворота, м

9,7

12,0

Расход топлива, л/100км

19 при 40 км/ч

26 при 60 км/ч

Иван Войтешонок, 2006-2009

Фотографии: Иван Войтешонок и Алексей Косинский

При подготовке страницы использована схема автобуса ЛАЗ-4202 из Краткого автомобильного справочника изд. 1982 г. (М: Транспорт, 9-е изд.). Схема автобуса ЛАЗ-52523 переработана в соответствии с комплектацией автобуса, работавшего в Минске, в качестве основы использована схема из рекламного проспекта производителя.

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

©  beltransport.by    2009-2010

 www.beltransport.by