www.beltransport.by | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подвижной состав | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобусы ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-52523
Автобус ЛАЗ-4202 выпускался Львовским автобусным заводом с 1978 года. Он
относится к городским машинам среднего класса. Модель не стала столь
популярной, как более простой и дешевый ЛАЗ-695. Кроме того, что 4202 стал
более дорогим автобусом, он еще и не отличался надежностью. В большинстве
случаев они работали небольшое количество времени, а потом списывались или
передавались в хозяйственные службы парков. Поэтому вплоть до 1993 года
старая модель ЛАЗ-695 осталась в производстве. Сами ЛАЗ-4202 в Беларуси были
мало распространены. Единичные экземпляры работали в Вилейке, Молодечно,
Червене, Поставах, Лиде. В основном автобусы были списаны в первой половине
2000-х годов. В Поставах автобус работал до 2007-2008 годов, а в Лиде
продолжал работать и в 2009-м.
Одна машина работала в минском автопарке №5 в качестве служебного автобуса:
служила в разное время киоском по продаже талонов, диспетчерской станцией
при организации временных маршрутов и даже мини-столовой.
Кузов ЛАЗ-4202 – вагонного типа, с несущим основанием. В салон ведут две
четырехстворчатые двери. В отличие от ЛАЗ-695, модель 4202 обладает широкими
проемами дверей – около 1200 мм. В целом, автобус получил современные, более
прямоугольные обводы кузова. Но из-за того, что передняя дверь расположена у
передка, а задняя – перед ведущим мостом, за ней до задка в салоне
образовался тупик, что в городе довольно неудобно. В салоне автобуса
предусмотрено 25 посадочных мест. Между 1-й и 2-й дверьми по левому борту
располагается 3 сдвоенных сиденья, по правому борту – два одиночных.
Напротив второй двери имеется накопительная площадка. За второй дверью по
обоим бортам – по одному двухместному дивану стоят спинками к окну, а затем
идут по два дивана слева и справа, по ходу движения. Вдоль задка –
пятиместный диван. Проход в задней части довольно узкий – 580 мм, но в
передней он составляет 1000 мм (у колесных ниш – 770 мм.). Общая
пассажировместимость автобуса составляет 69 человек (номинальная) или 95
человек (максимальная). Снаяженная масса составляет 8,6 тонн, полная – 13,4
тонны. Дорожный просвет, как и у предыдущей модели, под задней ось
составляет 310 мм, под передней – 350 мм.
ЛАЗ-4202 оснащался V-образным дизельным двигателем
мощностью 180 л.с., с максимальным крутящим моментом 539 Нм. С двигателем
агрегатировалась 3-ступенчатая гидромеханическая коробка передач с
тормозом-замедлителем. Задний мост – с центральным редуктором и планетарными
передачами в ступицах колес. Рулевой механизм – распространенного типа
«винт-гайка», с встроенным усилителем. Подвеска, как у ЛАЗ-699 –
рессорно-пневматическая, с 2-мя амортизаторами на каждой оси. Все тормозные
механизмы автобуса – барабанного типа, с пневматическим приводом. Стояночный
тормоз – с пружинным энергоаккумулятором и воздействием на механизмы задних
колес. На заднем мосте, как и у большинства автобусов – сдвоенные колеса.
Размерность шин – 10,00Р-20. Напряжение в бортовой сети автобуса – 24 В,
автобус оснащался 4-мя аккумуляторами 6СТ-90. Для его зарядки предназначен
генератор Г289 со встроенным выпрямителем.
На
базе модели 4202 в 1990-е ЛАЗ стал выпускать целую гамму автобусов - более
длинные 3-дверные варианты и даже сочлененные машины. Один автобус модели
5252 эксплуатировался в Минске с 1998 по 2007 годы в Автобусном парке №1.
Автобус ЛАЗ-5252,
эксплуатировавшийся в Минске, был оснащен двигателем
Renault,
механической коробкой передач и задним мостом
Raba
с гипоидной
главной передачей. Модель относится к автобусам большого класса, городского
типа. Кузов ЛАЗ-5252 является дальнейшим развитием модели 4202 и схож с ним
по дизайну, но вытянут по длине. Передок получил новый бампер и
прямоугольные фары. Двери – три, поворотного типа вместо складывающихся на
4202, с механизмами
Festo.
Напротив средней двери – большая накопительная площадка. Еще одна чуть
поменьше - напротив задней двери. В салоне в конце
жизни автобуса были установлены сиденья осиповичского производства, обшитые
тканью (стандартные быстро износились и сломались). Они расставлены по
3-4-рядной схеме. По правому борту за второй дверью было одно одиночное
сиденье и далее - двойные, по левому борту - только двойные сиденья. Перед
второй дверью по правому борту – одиночные сиденья и справа на передней
колесной арке - двойное сиденье. Вдоль задка – 5 сидений. В отличие от
ЛАЗ-4202, у ЛАЗ-5252 была перегородка, полностью отделявшая кабину водителя
от салона. Причем водитель мог входить не только через собственную створку
передних дверей, но и через дверь в перегородке, то есть из салона.
Приборная панель была выполнена из пластика.
Схемы: автобус ЛАЗ-4202 (слева) и ЛАЗ-5252 (справа) Технические характеристики
Автобус
ЛАЗ-4202
ЛАЗ-52523
Число мест для
сидения
25
28
Общее число мест
95
97
Двигатель
КамАЗ-7401,
дизельный,
V-образный,
8-цилиндровый
Renault MIDR,
дизельный, 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра и
ход поршня, мм
120х120
Рабочий объем, л
10,85
Степень сжатия
17
Максимальная
мощность, л.с. (кВт)
180 (132) при 3200
об/мин
Максимальный
крутящий момент, Н*м
539, при 1400-1700
об/мин
Максимальная
скорость, км/ч
75
70
Напряжение в
бортовой сети, В
24
Аккумуляторная
батарея
6СТ-90, 4 шт
Генератор
Г-289, со
встроенным выпрямителем
Сцепление
-
однодисковое,
сухое
Коробка передач
3-ступенчатая,
гидромеханическая, с встроенным тормозом-замедлителем
5-ступенчатая,
механическая,
Praga
5PS 114
Рулевой механизм
Винт-гайка, с
встроенным усилителем, передаточное число 23,6
Подвеска передняя
и задняя
Зависимая,
рессорно-пневматическая, с 2-мя гидравлическими амортизаторами на каждой
оси
Тормоза
Рабочий
Барабанные, привод
раздельный, пневматический
Стояночный
Барабанный на
задние колеса с механическим приводом и пневмоусилителем
Число колес
6+1
Размерность шин
10,00
R20
Давление воздуха в
шинах, атм
7,0 спереди, 7,5
сзади
Снаряженная масса,
кг
8600
10400
Полная масса, кг
13400
Длина/ширина/высота, мм
9700/2500/2945
11140/2500/3070
Дорожный просвет,
мм
310
Радиус поворота, м
9,7
12,0
Расход топлива,
л/100км
19 при 40 км/ч
26 при 60 км/ч
Иван Войтешонок, 2006-2009
Фотографии: Иван
Войтешонок и Алексей Косинский
При подготовке страницы
использована схема автобуса ЛАЗ-4202 из Краткого автомобильного справочника
изд. 1982 г. (М: Транспорт, 9-е изд.). Схема автобуса ЛАЗ-52523 переработана
в соответствии с комплектацией автобуса, работавшего в Минске, в качестве
основы использована схема из рекламного проспекта производителя.
Информацию со страницы
можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская
группа" © beltransport.by 2009-2010 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.beltransport.by |