www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобус городского типа большого класса ЛиАЗ-677

Городской автобус ЛиАЗ-677 выпускался Ликинским автобусным заводом (Россия, Подмосковье) с 1967 года. До конца 1990-х годов выпускался особо малыми сериями для северных городов (модификация 677А). Существует также модификация ЛиАЗ-677Г, предназначенная для использования исключительно на городских маршрутах, адаптированная для работы на сжиженном газе.

Кузов – цельнометаллический, полунесущий; две двери для пассажиров (четырехстворчатые, складывающиеся) и одна для водителя по левому борту. Стекла вклеены на уплотнителях. Фары и фонари выступают за панели облицовки. Кузов имеет округлые приятные формы.

         

Автобус отличался хорошей проработкой внешнего вида, насколько это позволяла технология массового производства. Даже в "мелочах", вроде решеток, стеклоочистителей, фар.

Кабина водителя отгорожена от салона, справа от водителя расположен двигатель. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по высоте, длине, наклону подушки и спинки. Моторный отсек располагается в кабине водителя лева от него и занимает всю центральную и правую ее части.

    

    

Автобус имеет трехрядную планировку. По правому борту расположены сдвоенные сиденья, над передней колесной аркой сиденья обращены в салон. По левому борту – сдвоенные сиденья над колесными арками и одиночные в центральной части салона. Напротив задней двери имеется накопительная площадка. Общее число мест – 80, при предельных нагрузках – 110. Число мест для сидения – 25.

    

Предлагаем также взглянуть на аутентично восстановленный салон автобуса ЛиАЗ-677 из музея Мосгортранса:

    

Двигатель. На автобусе установлен бензиновый V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-509.10-401 с рабочим объемом 7 литров. Максимальная мощность – 180 л.с. (132 кВт) при 3200об/мин. Двигатель расположен в переднем свесе. Максимальный крутящий момент (402 Н*м) достигается при 3200 об/мин. Бензиновый двигатель является серьезным недостатком автобуса, так как традиционно имеет большой расход топлива (40-45 л/100км), да и бензин стоит дороже дизельного топлива. Карбюратор К-90Б; воздушный фильтр - инерционно-масляный.

Трансмиссия. Отличительная черта этого автобуса по сравнению с другими советскими автобусами – наличие гидромеханической коробки передач. За двигателем расположен гидротрансформатор Львов 22.17 (ГМП-2). Он состоит из насосного колеса – крепится к маховику двигателя, турбинного и неподвижного реакторного колес. Турбинное колесо связано с первичным валом двухступенчатой коробки передач. Преимущества такой передачи – небольшая удельная масса, долговечность, удобство обслуживания, плавность переключения и легкость управления. Коробка передач ГМП-2 была разработана во Львове в 1962 году. Ресурс работы до капитального ремонта более 200000 км. Однако самой большой проблемой транспортников стала нехватка запчастей, в результате попытка применения автоматической трансмиссии была призвана неудачной, а вскоре начались закупки автобусов Икарус 200-й серии с механическими коробками передач.

Главная передача - двойная разнесенная (коническая и планетарная), с передаточным числом 7,456. Так как двигатель расположен спереди, карданная передача состоит из 4-х валов из стальных тонкостенных труб, включает шесть карданов и две промежуточные опоры. Именно изношенные вилки многочисленных карданных валов создавали неповторимый звук работающего ЛиАЗ-677 на остановках.

Мосты и подвеска. Ведущий мост - задний. Первая ступень - в центральном редукторе, вторая - в колесных. Картер моста - штампованный, сварной. Шестерни центрального редуктора имеют спиральную нарезку зубьев. Дифференциал находится в разъемной коробке. В колесном редукторе в виде планетарного механизма применены обычные цилиндрические шестерни с внешним и внутреннем зацеплением. Передний мост представляет собой цельную кованую балку двутаврового сечения. Подвеска - зависимая, передняя - полуэллиптические рессоры, два пневмобаллона, два амортизатора; задняя - полуэллиптические рессоры, четыре пневмобаллона, четыре амортизатора. То есть подвеска автобуса ЛиАЗ-677 - рессорно-пневматическая. Упругими элементами являются пневмобаллоны. Для ограничения перемещения передней оси на автобус устанавливались ограничители хода отбоя, что, в прочем слабо помогало - крены в повороте у ЛиАЗ-677 были просто угрожающими.

    

Тормоза. Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 420мм, ширина накладок: передних 140, задних 180мм), разжим - кулачковый. Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, привод - механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 6,2-7,35 кгс/см2. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата. Полное затормаживание автобуса осуществляется при двукратном воздействии на рычаг стояночной системы.

Колеса и шины. Колеса - бездисковые, со съемным бортовым и замочным кольцами, ободья 3-компонентые. Размерность - 8,0-20. Шины -  10,00R207 (280R508), давление в шинах: передних 7,5; задних - 6,7кгс/см2. Число колес: 6. Место крепления запасного колеса на автобусе не предусмотрено.

Рулевое управление. Модель Урал-377Н. Включает руль с рулевой колонкой, угловой редуктор с карданной передачей и рулевой механизм. Усилитель рулевого управления воздействует на сошку рулевого механизма. Рулевой механизм - двухзаходный червяк и сектор, передаточное число 21,5. Номинальное давление в усилители 65кгс/см2. Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 12°.

Электрооборудование. Напряжение 12В, аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМС (2шт), генератор Г287-Л с встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А, стартер СТ130-А1, распределитель Р137, транзисторный коммутатор ТК-102А, катушка зажигания Б114-Б, свечи А11.

Заправочные емкости. Топливный бак - 300л, бензин А-76.

Масса агрегатов (в кг). Двигатель с оборудованием - 477, ГМП - 219, карданные валы - 76, передний мост - 470, задний мост - 720, кузов - 3970, колесо в сборе с шиной - 109, радиатор - 40.

Эксплуатация

С точки зрения пассажира можно отметить хорошее отопление салона в зимний период. Автобус имеет неплохое расположение сидений (для переднемоторной компоновки), широкие проемы дверей, а также накопительную площадку. Единственное, что «пугает» при езде – это чрезвычайно большие крены кузова при повороте

Модификация ЛиАЗ-677М выпускалась Ликинским автобусным заводом с 1979 года, отличалась модернизированной системой отопления и оформлением пассажирского салона. Именно она эксплуатировалась в Беларуси. Также существовали модификации::

  • ЛиАЗ-677МБ - пригородный, отличается 4-рядной планировкой сидений, числом мест для сидения - 35, номинальной вместимостью - 67, предельной вместимостью - 87, наличием запасного колеса на задней стенке снаружи;

  • ЛиАЗ-677МС - для районов с холодным климатом (от -60 до +40 С), отличается наличием теплоизоляции кузова и двойного остекления, 4-рядной планировкой сидений, числом мест для сидения - 29, ном.вместимостью - 74, предельной вместимостью - 101;

  • ЛиАЗ-677Г - газобалонный, на сжиженном нефтяном газе.

Первые ЛиАЗы-677 в Минске появились в 1977-1978 году. Эксплуатировались в Минске до начала 2000-х годов. Модель была только на балансе Автобусного парка №4. В лучшие для ЛиАЗ-677 времена его количество в АП4 составляло не более 40% всего подвижного состава (и около 6% подвижного состава всех АП). С 1996 года, когда в АП4 начались поставки автобусов МАЗ, доля 677 начала неуклонно сокращаться. К 2004 году в Минске осталось только лишь 12 машин.

Еще 5-6 лет назад их можно было встретить на маршрутах 19,31,43,69,74.

    

Две машины модели 677 дожили до 2006 года - одна синего цвета с автоматической коробкой передач (госномер 7255 МИЛ) и одна красная - с 5-ступенчатой механической (4170 МИЩ).

    

До 2006 года дожили и единичные экземпляры в других городах: Светлогорске, Осиповичах, Жодино. В свое время немало машин эксплуатировалось в таких городах, как Могилев или Новополоцк. В Светлогорске даже установлен памятник автобусу модели ЛиАЗ-677: один из автобусов водрузили на постамент, а на бортах написали "По труду и честь". Его можно увидеть у въезда в Автобусный парк №5 "Гомельоблавтотранса".

    

В отличие от ЛАЗ-695Н это были гораздо более вместительные машины, с большой накопительной задней площадкой. Но и у этого автобуса были свои недостатки: не плотно закрывающиеся двери, часто можно было видеть этот автобус в движении с открытой одной из створок, как в автобусе из Жодино на снимке слева. Поскольку в автобусе не было предусмотрено место для запасного колеса, а машины эксплуатировались и на пригороде, в парках придумывали крепление для него на задке.

    

Автобус летом сильно перегревался, и поэтому открывали моторный отсек как только можно

Техническая характеристика

Двигатель ЗИЛ-375Я7, карбюраторный, V-образный, 8-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 108х95
Рабочий объем, л 7
Степень сжатия 6,5
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 180 (133) при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент, Н*м 466, при 1800-2000 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 70
Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м 32
Напряжение в бортовой сети, В 12
Аккумуляторная батарея 6СТ-90, 2шт
Генератор Г-286В, со встроенным регулятором напряжения
Коробка передач Гидротрансформатор (с коэффициентом трансформации 3,6), работающий совместно с двухступенчатой коробкой передач
Рулевой механизм Двузаходный червяк и сектор с гидроусилителем, передаточное число 21,5
Подвеска передняя и задняя Зависимая, рессорно-пневматическая, амортизаторы гидравлические телескопические
Тормоза Рабочий Барабанные, привод раздельный, пневматический
Стояночный Барабанный на задние колеса с механическим приводом
Число колес 6+1
Размерность шин 280-508Р (10,00-20)
Давление воздуха в шинах, атм Передних – 7,5, задних – 6,75
Число мест для сидения 25
Общее число мест 80 (110)
Собственная масса, кг 8380
Полная масса, кг 14050
Длина/ширина/высота, мм 10450/2500/3115 (при открытых люках)
Дорожный просвет, мм 340
Радиус поворота, м 11
Расход топлива, л/100км 40-45 при скорости 40-50 км/ч

Список автобусов ЛиАЗ-677 в Минске (список автобусов приведен по состоянию на 1997-1998 годы)

номер серия гар. номер год  маршрут замечен последний раз примечание
0399 мищ 036617 1984 19 фев.04 бело синий
0400 мищ 036621 1984
0402 мищ 036645 1984
0912 мищ 010588 1984
2873 кс 036672 1984 Ранее 1583 мищ
1806 мищ 010022 1984
3412 мищ 036722 1984 74 2003
3413 мищ 036731 1984
4167 мищ 010677 1985 69 ноя.03
4168 мищ 023761 1985
4170 мищ 036749 1985 19 дек.04
4171 мищ 036757 1985
4864 мищ 023809 1985
4866 мищ 036773 1985 ноя.03 служебный
4867 мищ 036780 1985
6172 мищ 010782 1985  
6173 мищ 010774 1985
6174 мищ 023868 1985
6175 мищ 036821 1985 74 2003
6711 мищ 010791 1985
6712 мищ 023876 1985
6713 мищ 023884 1985
6714 мищ 023892 1985
6715 мищ 036838 1985 74 фев.04 Красный с белой полосой
7698 мищ 010881 1986
7771 мищ 023965 1986
0566 миа 010944 1986
0567 миа 024015 1986
0611 миа 024023 1986
0612 миа 024030 1986
0613 миа 010952 1986
0614 миа 024041 1986
0615 миа 036919 1986
0616 миа 036927 1986
0617 миа 036935 1986
0618 миа 036943 1986
0907 миа 010979 1987
0144 мил 010987 1987
0145 мил 010995 1987
0267 мил 011029 1987
0268 мил 024074 1987
0269 мил 036986 1987
0653 мил 024082 1987
0654 мил 024091 1987
0655 мил 010049 1987 Ранее гаражный 037011
1731 мил 011053 1987 31 авг.04 Верхние габариты еще старые
1732 мил 024121 1987
1733 мил 024139 1987
1734 мил 037036 1987
1735 мил 037044 1987
1988 мил 011060 1987
1989 мил 011071 1987
2777 кс 024147 1987 Ранее1990 мил
2967 мил 037052 1987
4159 мил 037140 1988
4160 мил 024211 1988
4161 мил 011169 1988
4162 мил 037151 1988
6229 мил 011207 1988
6230 мил 024252 1988 2004 Верхние габариты уже новые
6231 мил 037192 1988
7246 мил 011223 1988 июн.04
7247 мил 011230 1988
7248 мил 011241 1988 99 июн.04
7249 мил 011258 1988
7250 мил 024279 1988
7251 мил 024287 1988   2004  
7252 мил 024295 1988
7253 мил 024309 1988
7254 мил 037222 1988
7255 мил 037231 1988 43 2005 Сине белый
7256 мил 037249 1988
7257 мил 037257 1988 43 июн.04 Бело красный
7258 мил 037265 1988 69 авг.04 Бело голубой
7714 мил 011291 1988
7715 мил 024340 1988
2644 км 037280 1988 Ранее 7716 мил
7717 мил 037291 1988
2068 мин 024650 1991
2069 мин 037559 1991 69
2181 мин 011592 1991

 

 

Иван Войтешонок и Александр Пылаев, 2004-2010

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

Фотографии: Иван Войтешонок, Александр Пылаев, Владимир Савайтан, Лайонел (г. Москва)

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by