www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Советские автобусы 1920-1930-х годов
Автобусы АМО.
С 1924 года на заводе АМО в Москве (в последующем ЗИС, затем ЗИЛ) освоили
производство автобусов. Они базировались на различных шасси иностранных фирм
White,
Leyland,
Renault
и других, иногда от отслуживших свое грузовиков. Однако машины были
ненадежными и к тому же очень дорогостоящими. На рубеже 1920-х – 1930-х
годов в Минске работало 10 открытых автобусов по 12 мест по цене 12 тысяч
рублей за каждый. Первым автобусом полностью отечественного производства
можно считать АМО-4. Его история начиналась с автомобиля АМО-2 (американский
Autocar
SA), и освоенной в
1931 г. его отечественной
копии АМО-3. Машина имела 6-цилиндровый двигатель
Hercules мощностью
60 л.с. Удлиненное шасси
этого автомобиля и легло в основу автобуса АМО-4. Автобусы АМО Ф-15
выпускались с 1926 по 1932 годы, развивали мощность 35 л.с., при этом
расходовали топлива едва ли не больше современных 300-сильных, перевозя
всего 14 пассажиров.
Я-6
– первые советские серийные автобусы. Автобус выпускался на шасси Я-6
Ярославского автозавода с 1929 по 1933 годы. Шасси автобуса представляло
собой удлиненный вариант грузового шасси Я-5. Сам завод кузовов для
автобусов не изготавливал. Готовые автобусы выпускали Аремкуз (Москва),
Ленинградский АрЗ, мастерские Харькова и Ростова-на Дону. Каркас собирался
из деревянных балок и брусьев различного сечения, снаружи автобус обшивали
фанерой и стальными листами. Крыша обтягивалась дерматином. Внутри каркас
обивали фанерой и «вагонкой». Автобус был рассчитан на 36 пассажирских мест.
Автобус Я-6 стал самым распространенным в Белоруссии в межвоенное время. Его
семилитровый двигатель развивал уже 93 л.с., он мог перевозить полсотни
пассажиров на скорости до 50 км/ч. На
снимке - автобус Я-6 следует по Советской улице (в районе современного
цирка).
ЗИС-8
Автобус выпускался с 1934 по 1936 годы, первый массовый советский автобус.
Двигатель выпускался на ЯАЗе – 6-цилиндровый, объемом 5555 куб. см. и
развивал 73 л.с. при 2400 об/мин. Топливный бак вмещал более 100 литров.
Коробка передач была 4-ступенчатой. Колесная база кузова капотной компоновки
– 4420 мм. Автобус при снаряженной массе 4200 кг разгонялся до 60 км/ч, что
на то время при имевшемся состоянии дорог было вполне достаточно. Кузов, как
и у всех предшественников, был капотной компоновки. Деревянный каркас
обшивался металлическим каркасом. Номинально автобус был рассчитан на
перевозку 29 человек, 21 из которых располагались на местах для сидения.
Впереди была широкая одностворчатая дверь, сзади - двухстворчатая.
ЗИС-16
Автобус с привлекательным обтекаемым кузовом появился в 1938 году и
выпускался до начала Великой Отечественной войны.
6-цилиндровый двигатель от
грузовика ЗИС-5 и автобуса-предшественника ЗИС-8 был форсирован до 85 л.с
(при 2800 об/мин), коробка передач осталась 4-ступенчатой. Максимальная
скорость машины была увеличена с 60 до 65 км/ч. Снаряженная масса автобуса
составляла 5100 кг. При колесной базе 4970 мм и кузове капотной компоновки в
салоне было предусмотрено 27 мест для сидения, а всего номинально в автобус
вмещалось 34 человека. Справа от водителя располагалась дверь с одной
широкой створкой, кабина была отделена от салона перегородкой с деревянным
каркасом и развитым остеклением. В салоне по обеим сторонам стояли
двухместные диваны.
Иван Войтешонок, 2009-2010
Фотографии: Лайонел (г.
Москва), из изданий: "Мiнск: Гiсторыя
пасляваеннага аднаулення, 1944-1952",
"Мiнск незнаемы,
1920-1940" © beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |