www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобусы ПАЗ-652, ПАЗ-672
ПАЗ-652, -672. ПАЗ-652 выпускался В Павлово-На-Оке и поступал в небольших количествах
в Минск. Его производили с 1958 года на Павловском автобусном заводе. После
его сменил схожий по конструкции ПАЗ-672, имевшийся уже во многих парках
Белоруссии.
В Минске ПАЗ-652 были в Автобусном парке №3,
а ПАЗ-672 сначала в АП №2, а затем их передали в АП №3. До середины 2000-х годов последние единицы 672-х перевозили
пассажиров в отдельных городах. К примеру, в начале 2000-х годов один
автобус был в резерве автопарка Вилейки и иногда выходил на маршруты – мне
даже довелось на нем проехать, когда он был выслан взамен сломавшегося ЛАЗа.
А в Могилеве еще в конце 2007 года я видел два автобуса: один работал на
коммерческом маршруте, другой приезжал в город на Днепре с одного из
райцентров. А в Мозыре ПАЗ-672 ходил на городских маршрутах вплоть
до 2006 года!
Автобус ПАЗ-652 мог перевозить 42 пассажира, из них 23 сидя. В отличие от
ПАЗ-651, он уже имел вагонную компоновку и цельнометаллический несущий кузов
с 2-мя пассажирскими и одной водительской дверью. 4-створчатые пассажирские
двери, к сожалению, имели маленький проем, съедающийся 4-мя складывающимися
вовнутрь створками. Двери имели пневмопривод. Двигатель располагался
спереди, возле водителя и был закрыт кожухом, обшитым дерматином. Стенки
салона обшивались сначала ДВП, а затем декоративным пластиком. Площадь
остекления, как и у многих автобусов того времени, была довольно большой.
Помимо основных стекло с форточками, у ПАЗ-652 на скатах крыши имелись
гнутые стекла с цветной пленкой. Лобовые стекла были панорамными, как и
большие гнутые стекла, переходящие с боковин на задок. Отапливался салон
теплым воздухом от радиатора, как у ЛАЗ-695. Правда, украинский автобус имел
заслонку, которая подавала воздух в салон либо выводила наружу. У ПАЗа для
этого радиатор имел кожух: чтобы воздух грел пассажиров, его надо было
подсоединить к воздуховодам салона.
Автобус базировался на агрегатах грузового автомобиля ГАЗ-51А. Основание
представляло собой лонжеронную раму, но созданную специально для автобуса,
что в отличие от «грузовой» рамы автобуса ПАЗ-651 давало компоновочные
преимущества. К основанию приваривались боковины. Впереди варилась массивная
стойка, а сзади боковины соединялись балками, образующими проемы заднего
окна и люка в салон. По такой же схеме строился каркас последующих моделей –
ПАЗ-672 и выпускающегося до сих пор ПАЗ-3205.
652-й оснащался 6-цилиндровым двигателем того же объема, что и у ПАЗ-651, но
в форсированной версии, развивавшей уже 90 л.с. при 3600 об/мин.
Максимальная скорость составляла 80 км/ч. Передок автобуса не имел привычной
большой центральной радиаторной решетки. Вместо нее появился вырез с сеткой
на правой части передней панели, так как радиатор располагался необычно –
справа от двигателя. Двигатель через сухое однодисковое сцепление и
4-ступенчатую коробку передач передавал крутящий момент заднему ведущему
мосту. Рычаг переключения передач находился справа сбоку водителя и был
смещен назад. Водители жаловались что к концу смены они буквально
выворачивали правую руку. Подвеска получила телескопические амортизаторы.
Тормозные механизмы были барабанного типа, система имела вакуумный
усилитель. На колеса монтировались шины размерностью 8,25-20’’.
В 1968 году было
принято решение серьезно модернизировать конструкцию автобуса. Это было
связано с тем, что на Горьковском автозаводе, чьи агрегаты использовал ПАЗ,
перешли на выпуск новых моделей грузовиков, сменивших ГАЗ-51. Новый ПАЗ-672
во многом сохранил общие черты кузова и компоновку ПАЗ-652.
На автобус стали
устанавливать 115-сильный 8-цилиндровый
V-образный
двигатель, коробку передач и передний мост от грузового автомобиля ГАЗ-52А.
От «шишиги» - грузовика ГАЗ-66 – автобус ПАЗ-672 получил рулевое управление
с гидроусилителем и телескопические амортизаторы. Рычаг переключения передач
переехал на рулевую колонку. В салоне
устанавливались полужесткие сиденья с обивкой из кожзаменителя. Справа между
первой и второй дверьми было 3 двухместных дивана, слева устанавливались еще
4 двухместных дивана. У задней стенки располагался диван на 5 человек,
напротив второй двери по левому борту - трехместный диван, повернутый в
сторону прохода. Автобусы ПАЗ-672 в Советском Союзе
использовались повсеместно. Во многих небольших городках он работал на
городских маршрутах. Благодаря большому дорожному просвету он отлично себя
чувствовал на пригородных маршрутах и мог заехать в глухие отдаленные
деревни – особенно если это был ПАЗ в полноприводной модификации. Общую
компоновку на ПАЗе сохранили и при создании последующих поколений автобусов
– ПАЗ-3205 (выпускается с 1980-х годов по настоящее время) и ПАЗ-3204
(выпускаются с 2000-х годов).
Также в Беларуси встречалось небольшое количество автобусов ПАЗ-3201. Но на
регулярных маршрутах они не использовались.
Иван Войтешонок, 2009-2010
Фотографии: Сергей Изох,
Владимир Фишман, Лайонел, Иван Войтешонок
Информацию со страницы
можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская
группа" © beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |