www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобус ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158)
ЗИЛ-158, ЛиАЗ-158.
ЗИЛ-158 заменил на конвейере в 1958 году устаревший ЗИС-155. Первая машина
была собрана в октябре 1957 года. В 1960-м году производство было передано в
подмосковное Ликино-Дулево на Ликинский автобусный завод, автобус стал
называться ЛиАЗ-158.
Создатели автобуса не от
хорошей жизни сохранили старую технологию производства, компоновку и многие
узлы от ЗИС-155, который в свое время считали временной моделью с временными
же недостатками и изъянами конструкции. Во-первых, правительство выделяло
очень мало средств для проектирования машин гражданского назначения.
Во-вторых, заводу было дано задание в кратчайшие сроки спроектировать и
изготовить автобус к
1957 г., когда в Москве намечалось проведение VI Международного
фестиваля молодежи и студентов. В итоге снова в производство пошла формально
новая модель, которая оказалась очень "сырой", ненадежной и имела кучу
фактически тех же недостатков, что и у предыдущей модели. Алюминиевая
обшивка не приваривалась к каркасу, а крепилась на заклепках, автобус имел
очень шумный и прожорливый двигатель с мощностью
109 л.с, чего было
недостаточно. Ему еле хватало силенок, чтобы затащить на горку тяжелый
автобус, особенно от цирка к Дому офицеров. Хоть мощность двигателя и
выросла по сравнению с ЗИС-155, но ведь автобус стал на метр длиннее, а
снаряженная масса составляла уже 6500 кг – на 300 килограммов больше, чем у ставших популярными в советской Белоруссии
автобусов ЛАЗ-695Е, которые имели 150-сильные двигатели.
Иностранные
автобусы того времени уже оснащались двигателями гораздо большей мощности –
около 140-160 л.с.
Рулевое управление снова оказалось без усилителя, поэтому условия работы
водителя оставались тяжелыми. Не добавляло комфорта и оставшееся прежним
размещение двигателя практически в кабине, да еще и форсированного, более
шумного. Карданная передача и задний мост остались такими же недолговечными
и часто ломались.
Двери
также остались узкими, а ступени стали лишь чуть ниже. Осталась той же и
общая компоновка: двигатель остался впереди, справа от водителя. Но были и
улучшения. Благодаря увеличению длины автобуса на метр пассажировместимость
удалось повысить до 60 человек, в салоне были предусмотрены 32 посадочных
места. Появились накопительные площадки. Кузов стал более современным.
Исчезли двухрядные окна с маленькими окошками сверху и почти квадратными
снизу, через которые стоящие пассажиры раньше толком не могли рассмотреть,
по какой улице идет их автобус. Им на замену пришли большие окна с
опускающимися форточками (как на трамваях РВЗ-6). Задок остался округлым, но
получил три новых окна. Передок лишился наклонных лобовых стекол, заходящих
глубоко под крышу. Их заменили двумя панорамными изогнутыми. Обзорность с
места водителя улучшилась. Новые бамперы и радиаторная решетка смотрелись
также более современно. Расстановку 32 сидений пассажиры считали неудачной.
К тому же, погоня за удешевлением и упрощением привела к тому, что каркасы
сидений стали ломаться, а люки на крыше давали течь. Проходы в салоне
оставались очень узкими. При увеличении длины салона еще более актуальной
стала проблема узких дверных проемов: выбраться из автобуса подчас было
довольно сложно. Время, которое терялось на остановках, по-прежнему
оставалось большим.
В общем, ЛиАЗ-158 стал всего лишь улучшенной версией предшественника –
ЗИС-155. До начала 1970-х ЛиАЗ выпускал для всей страны автобусы, фактически
спроектированные еще в конце 1940-х и устаревшие еще к началу серийного
производства. Многие белорусские города, к счастью, в 1960-х стали получать
украинские автобусы из Львова – ЛАЗ-695Е, которые с точки зрения компоновки
были гораздо более современными – с задним расположением двигателя и
неплохим набором агрегатов.
Несмотря на это, в
начале 1970-х два экипажа в Автобусном парке №3 г.Минска на автобусах этой
модели добились пробега в 1 млн.км без капитального ремонта. При этом после
такого пробега автобусы внешне выглядели очень прилично, как будто пару лет
прошло с момента их выпуска. В Минске ЗИЛ-158 появились первоначально в
Автобусном парке №1 на городских маршрутах, а затем на пригородных
Автобусного парка №3. Последняя партия автобусов ЗИЛ-158В поступила в Минск
(АП №3) в 1970 году.
На снимках автобусы
ЛИАЗ-158 в Минске: вверху слева - на площади Якуба Коласа; вверху справа - у
парка им. Янки Купалы; внизу слева - на улице Ленина возле ГУМа; внизу
справа - на улице Ленина в районе площади Совбоды.
Иван Войтешонок, Владимир Савайтан 2009-2010
Фотографии: Лайонел (г.
Москва), из изданий: "Мiнск:
Дзесяцiгадовы шлях сталiцы,
1960-1969"; "Мiнск: Гiстарычны
партрэт горада, 1953-1959" beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |