www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобус ЗИС-155
ЗИС-155
– автобус, массово представленный на улицах Минска и других белорусских
городов в 1950-х – начале 1960-х годов. Автобусы строил с 1949 по 1957 гг.
Завод имени Сталина (сейчас ЗИЛ – Завод имени Лихачева), располагающийся в
Москве. До 1949 года завод выпускал предшественника – модель ЗИС-154. Причем
предыдущая модель была гораздо более совершенной. Двигатель был мощнее и
современнее, обычной механической трансмиссии не было – двигатель приводил
генератор, питавший электродвигатель. Сам дизельный двигатель стоял сзади, а
в переднем свесе была дверь, кузов вмещал на 20 % больше пассажиров, чем
155-й. Но стране нужен был массовый и более простой автобус. С начала 1950-х
годов в белорусские города приходят ЗИС-155 - на смену более дорогим и
требовательным в эксплуатации (а потому и не очень популярным у
транспортников) ЗИС-154. 155-я модель в Советском союзе в 50-е годы
становится самой массовой. В принципе, решение советского правительства
заменить дорогостоящий сверхсовременный ЗИС-154 на ЗИС-155 было правильным,
ведь советскому народу в то время нужен был не комфорт и дороговизна, а
неприхотливые и надежные машины. Всего модель была растиражирована за годы
выпуска в 21.741 экземпляре.
Автобус с кузовом несущего
типа был построен на основе грузового автомобиля ЗИС-150, с некоторыми
переделками под автобус: с колесной базой 4090 мм, смещенным немного вправо
двигателем и дополнительной опорой карданной передачи. Двигателю грузовика
изменили форму поддона и оснастили 2-секционным масляным насосом, а также
избавили мотор от ограничителя оборотов на карбюраторе. Хотя двигатель
ЗИС-120 («автобусная» версия «грузового» двигателя ЗИС-124) развивал 95
л.с., этого было недостаточно для автобуса со снаряженной массой около 6300
кг. В основе его был еще довоенный 6-цилиндровый мотор объемом 5555 куб. см,
известный еще по ЗИС-16 (первое время вообще ставился 85-силный двигатель
ЗИС-5, в свое время форсированный для ЗИС-16). Автобус обладал вялым
разгоном и с трудом преодолевал подъемы. Для обеспечения приемлемых для
городского автобуса характеристик было увеличено передаточное число главной
передачи. Автобус мог развивать скорость до 65 км/ч. Коробка передач была
5-ступенчатой и имела дистанционный привод. Карданная передача автобуса
состояла из двух валов с крестовинами и специальной промежуточной опоры,
соединяющей передний и задний валы. Промежуточной опорой послужил
дополнительный вал, установленный в заполненном маслом картере, жестко
закрепленном на раме. В картер до определенного уровня заливалось масло для
подшипников вала. Задний мост имел конический редуктор и цилиндрические
косозубые шестерни. Стояночный тормоз автобуса был дискового типа,
устанавливался перед задним карданным валом. Основная тормозная система
была с барабанными механизмами на всех колесах. Подвеска оставалась
рессорной, как на более старых моделях. Но ЗИС-155 впервые в советском
автобусостроении получил гидравлические двухсторонние амортизаторы.
На шасси монтировались колеса с шинами размерности 10,00-20’’ (у
грузовика и автобусов первых выпусков 9,00-20’’). Впервые в Советском Союзе
автобусы получили 3-фазный генератор переменного тока с полупроводниковым
выпрямителем.
Кузов
вагонной компоновки несущего типа обшивался алюминиевыми листами. Нижнее
основание кузова собиралось из алюминиевых профилей и было главным силовым
элементом, обшивка крепилась на шпангоуты верхней части каркаса из стали.
Характерный внешний вид машине придавало характерное расположение
светоприборов на передке и конечно же массивная окантовка радиаторной
решетки и характерная эмблема ЗИС. В темноте автобус был также хорошо
заметен и узнаваем. Спереди на крыше стояли каплевидные габаритные фонари.
Имел подсветку маршрутоуказатель, по современным меркам не сильно
информативный и маленький. Три фонаря над лобовым стеклом по центру –
конечно же, не были знаками автопоезда. Это была своеобразна система
распознавания маршрута в темноте. При установке в нужном порядке на три
лампы рассеивателей красного, зеленого, желтого или синего цветов, они
показывали принадлежность автобуса к тому или иному маршруту. Благодаря
этому пассажиры уже издалека могли определить, какого маршрута автобус к ним
приближается. Кстати, в Санкт-Петербурге на трамваях до сих пор используется
подобная система – с большими фонарями по бокам кабины. А с применением
современных многоцветных светодиодных фонарей такую систему можно было бы
возродить сейчас и у нас. Ведь после исчезновения индивидуальных окрасок
минских троллейбусов и с появлением множества почти одинаковых табло
полностью пропала индивидуализация маршрутов из разных частей города.
Длина
автобуса составляла 8260 мм, ширина 2500 мм, высота – 2940 мм. Для
входа/выхода пассажиров были предназначены две двери складывающегося типа с
4-мя створками на проем. Одна дверь располагалась за передней осью, в базе;
вторая – в заднем свесе. Двери имели пневматический привод створок. Причем
управлять ими можно было как с места водителя, так и с места кондуктора, где
был смонтирован дополнительный пневмокран. Также кондуктор имел кнопку
электрозвонка для связи с водителем. Как правило, попадали в салон пассажиры
через заднюю дверь, у которой на сиденье располагался кондуктор, а выходили
через переднюю. Окна салона были двухрядными: верхний ряд состоял из
продолговатых окон с закруглениями, нижний ряд из прямоугольных
поднимающихся окон, как на автобусах ЗИС-154 и троллейбусах МТБ-82Д.
Обогревался салон 3-мя радиаторами, включенными последовательно.
Пассажировместимость ЗИС-155 – 52 человека, из них 28 могли ехать сидя. У
водителя была собственная дверь слева. Он сидел сбоку от двигателя, а не
почти над ним, как в грузовике, кабина зачастую страдала от загазованности.
На приборной панели устанавливались спидометр, манометр контура тормозов
(на выходе из ресивера), указатель температуры в системе охлаждения
двигателя и манометр давления в системе смазки. Но уровень топлива можно
было узнать только заглянув в нишу заливной горловины. Под приборами были
тумблеры освещения, отопления, включения зажигания, кнопка стартера.
Автобусы эксплуатировались в Беларуси до 1970-х годов. Сохранилось множество
фотоснимков из Минска, фотографии машин на улицах Барановичей, Молодечно,
Могилева, Гомеля.
Иван Войтешонок, 2009-2010
На странице использованы
фотографии из изданий: " © beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |