www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы общего назначения среднего класса ЛАЗ-695Н,        туристические ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699

Автобус ЛАЗ-695Н выпускался Львовским автобусным заводом (Львов, Украина) с 1976 года до конца 1990-х годов. Его предыдущие версии появились еще раньше. Первые опытные образцы были собраны в 1956 году. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили в Беларусь и в Минск в частности. А в 60-х и в 70-х годах они доминировали на минских улицах. ЛАЗ-695Н по сравнению с предыдущими версиями 695Б (1957 г.), 695Е (1961 г.) 695 М (1969 г.) имел более современный внешний вид, измененную светотехнику. С 1956 по 1976 годы у модели 695 с модернизациями изменялся внешний вид, а также, с появлением модификации 695Е, изменилась модель двигателя ЗИЛ.

    

Кузов автобуса – вагонного типа с несущим основанием. ЛАЗ-695Н имеет две двери для пассажиров и одну дверь для водителя по левому борту. Место водителя не отгорожено от салона.

Для входа в кабину водителя предназначена отдельная дверь на левом борту. Также на рабочее место водителя можно попасть из салона. Все приборы, контрольные лампы и кнопки управления дверьми, освещением и т.д. расположены на единой панели приборов перед водителем. Рычаги стояночного тормоза и управления КПП находятся справа от водителя.

    

    

Число мест для сидения - 34, что достаточно неплохо ля автобуса небольшой длины. Салон имеет четырехрядную компоновку. Справа за передней дверью - двойное сиденье, развернутое на 90°; за задней дверью - диван на 5 мест. Общая пассажировместимость – 67 человек.

    

    

Двигатель и трансмиссия. Автобус имеет бензиновый V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-130Я2 с рабочим объемом 6 литров. Максимальная мощность – 150 л.с. (110 кВт) при 3200об/мин. Максимальный крутящий момент (402 Н*м) достигается при 1800-2000 об/мин. Бензиновый двигатель является серьезным недостатком автобуса, так как традиционно имеет большой расход топлива (35-40 л/100км), да и бензин стоит дороже дизельного топлива. Максимальная скорость автобуса - 80 км/ч.

Сцепление – однодисковое сухое, с гидравлическим приводом выключения через 4 выключающих рычага. В гнездах кожуха сцепления - 16 нажимных пружин. Непосредственно в главный цилиндр выключения сцепления заливается тормозная жидкость. Коробка передач - от автомобиля ЗИЛ-130, пятиступенчатая, не имела синхронизаторов на задней и первой передачах. Рычаг связан с КПП трубчатой тягой. Карданный вал - с 2-мя карданами.

Мосты и подвеска. Ведущий мост - задний. Первая ступень - в центральном редукторе, вторая - в колесных. Картер моста - штампованный, сварной. Шестерни центрального редуктора имеют спиральную нарезку зубьев. Дифференциал находится в разъемной коробке. В колесном редукторе в виде планетарного механизма применены обычные цилиндрические шестерни с внешним и внутреннем зацеплением. Передний мост - это кованная балка двутаврового сечения. В подвеске ЛАЗ-695 полуэллиптические стальные рессоры работают совместно с корректирующими пружинами. Благодаря этому техническому решению при небольших нагрузках мягкий ход обеспечивают рессоры, а при увеличении нагрузки вступают в действие пружины. На концах рессор - штампованные чашки с резиновыми подушками.

Колеса автобуса - дисковые, с бортовым и замочным кольцами. Задний мост имеет сдвоенные колеса. Размерность шин 280-508Р. Давление воздуха во всех шести колесах - 0,50 МПа. В переднем свесе, за крышкой в переднем бампере располагается запасное колесо.

Рулевое управление. На автобусе ЛАЗ-695 рулевое управление имеет усилитель, облегчающий работу водителя, повышающий безопасность движения в поворотах. Включает руль с рулевой колонкой, угловой редуктор с карданной передачей и рулевой механизм. Усилитель рулевого управления воздействует на сошку рулевого механизма. Рулевой механизм - глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число 23,5.

Тормоза. Тормозная система у ЛАЗ-695 - с пневматическим приводом, с 2-мя независимыми контурами. Это рабочая тормозная система с пневмоприводом на все колеса и стояночная, с пневмоусилителем привода на задние колеса. Воздушный компрессор - 2-цилиндровый, поршневой, имеет водяное охлаждение, соединен гибкими шлангами с пневмосистемой. Регулятор давления содержит шариковые клапаны. Для накопления воздуха служат пять ресиверов с датчиками давления. На одном из них имеется кран для накачки шин. Тормозные механизмы также заимствованы у ЗИЛ-130 - барабанные, с 2-мя тормозными колодками

Электрооборудование. На ЛАЗ-695 устанавливались две аккумуляторные батареи 3СТ-150М, об их подключении должна сигнализировать синяя лампочка, вмонтированная в спидометр. Генератор Г286А - с кремниевым выпрямителем и интегральным регулятором напряжения. Его максимальная мощность - 1200 Вт, максимальный ток - 80 А. Стартер СТ130-А3 включался кнопкой в кабине водителя либо выключателем в моторном отсеке. Фары головного света автобуса - с полуразборными оптическими элементами и лампами А12-45 дальнего света (45 Вт) и А12-40 ближнего (40 Вт). Стоп-сигналы - с пневмоприводом включения. В каждом плафоне освещения салона установлены две лампы - основного и дежурного освещения. С целью повышения безопасности перевозок в приводе тормозов переднего и заднего мостов устанавливалась система контроля с красной лампой сигнализации на щитке приборов. Звуковой сигнал на ЛАЗ-695 срабатывает от кнопки в центре рулевого колеса.

Система отопления. В теплое время воздух выбрасывается через небольшую заслонку сзади автобуса в нижней части или в моторный отсек для дополнительного обдува. Воздух забирается через решетку в передке автобуса и подводится по специальному каналу вдоль левого борта. Система обеспечивает примерно 50-кратную смену воздуха за один час. Температура воздуха в салоне регулируется с помощью заслонки и жалюзей между салоном и моторным отсеком. В холодное время через заслонку теплый воздух от двигателя весьма эффективно обогревает салон. Естественную вентиляцию обеспечивают четыре люка в крыше и сдвижные форточки в боковых окнах.

Привод дверей. Как и на многих других автобусах, в том числе и современных, привод дверей пневматический. Каждая половина двери имеет свой механизм с цилиндром, установленный на уровне пола. Правая часть цилиндров всегда соединена с питающей пневмосистемой, что исключает открытие дверей при движении. Управление дверными механизмами осуществляют электропневматические клапаны цилиндров сэлектроприводами от кнопок в кабине водителя.

С точки зрения пассажира можно отметить хорошее отопление салона в зимний период. Пожалуй, это был самый теплый автобус, эксплуатировавшийся когда либо в Минске. Это же являлось недостатком в летний период. Автобус имеет по два ряда сдвоенных сидений, что затрудняет передвижение пассажиров по центральному проходу сидений (ширина прохода 375 мм), узкие проемы дверей и маленькие высокие ступеньки, что затрудняло использование автобуса в городских условиях.

Автобус ЛАЗ-695Н эксплуатировался в городе Минске с 1976 года, а его предыдущие модификации - с начала 1960-х. Последние автобусы с завода во Львове поступили в 1993 году. В июле 2007 года все автобусы сняты с линии. Работали в парках 1,3,4,7. Особенно много ЛАЗов было в расформированном АП №3 (использовались на пригородных перевозках) и в АП-4 (пригородные и городские перевозки). Ресурс автобусов был выработан более чем на сто процентов. Полностью заменить все автобусы на новые планировалось к 2010 году, однако вследствие высоких темпов обновления парка автобусов в 2004-2007 годах и в связи с закрытием пригородного автопарка это произошло раньше. На смену автобусам ЛАЗ-695 на городских маршрутах пришли современные низкопольные и гораздо более просторные МАЗ-103, а на "пригороде" теперь работают лидские автобусы Неман-52012. В последние годы своей работы автобусы ЛАЗ-695 работали на маршрутах 5,19,43,45,57,69,74,95,514.

ЛАЗ-695 присутствовал практически во всех парках республики. Но в последние несколько лет машины списывались большими темпами. Теперь их осталось всего несколько десятков.

    

ЛАЗ-697. В Минске работали не только ЛАЗ-695, предназначенные для работы на пригородных и городских маршрутах. Работали в Минске и туристические автобусы среднего класса ЛАЗ-697 различных модификаций. Автобус выпускался с 1960 года и имел модификации, аналогичные ЛАЗ-695. С городской моделью он был унифицирован по кузову и всем агрегатам, но имел лишь одну дверь спереди, открывающуюся вручную, а также багажные отсеки объемом 3 кубометра. В салоне были установлены 33 мягких кресла, а также радиосистема.

    

В начале 90-х годов качественный состав автобусов, выпускаемых на  междугородные маршруты, начал стремительно улучшаться. На маршруты, даже короткие (до 100 км), стали выходить «мягкие» автобусы. Междугородные маршруты кроме Автобусного парка №2, стал обслуживать АП №3. Как следствие, все автобусы ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-697Р в 1987 году из АП №2 передали в АП №3,а в 1991г в этот парк пришли уже новые ЛАЗ-699Р. Кроме того, так как серийных «мягких» автобусов поступало в недостаточном количестве, в республике было налажено (вероятно, на одном из ремзаводов, предположительно Борисовском) переоборудование автобусов ЛАЗ-695Н в ЛАЗ-697Н. Делалось это довольно некачественно, невооруженным взглядом было видно, что задние двери ликвидированы, а вместо них вставлены окна. Но прожили эти автобусы довольно долго, некоторые до 2006г. В Автобусном парке №3 Минска это были 8486 МИЛ, 7573 МИТ и др. Когда в 2006 было принято решение снять с эксплуатации все ЛАЗы, переоборудованный ЛАЗ-697Н 8486 МИЛ не списали, а продали некой организации где он эксплуатировался как минимум до 2010 года. Были переоборудованные автобусы и в других автопарках. Удивительно, но по состоянию на конец 2010 года они даже выполняли рейсы с пассажирами. К примеру, такой автобус можно было увидеть на междугородных маршрутах из Мостов: в Новогрудок, Гродно и другие города.

    

ЛАЗ-699. Немало в Беларуси было туристических автобусов ЛАЗ-699. Его кузов был удлинен на одну секцию по сравнению с ЛАЗ-695. В салоне на мягких сиденьях с комфортом мог разместиться 41 пассажир, устанавливались дополнительный отопитель и радиосистема. Для багажа выделялось 4,5 кубометра под полом салона. Для комфортной и безопасной езды за пределами города автобус оснащался дополнительно противотуманными фарами и даже прожектором на крыше, имел пневматические тормоза, пневматическую подвеску с переменной жесткостью и гидроусилитель рулевого управления.

На автобус устанавливался бензиновый двигатель ЗИЛ-375-Я5 и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ. Задний мост был заимствован у автомобиля МАЗ-500. Это позволяло автобусу разгоняться до 96 км/ч. В техническом плане автобус был, пожалуй, лучшим советским автобусом в 1960-е и 1970-е годы.

    

Схемы автобусов ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699:

    

Технические характеристики

Автобус

ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-697Н

ЛАЗ-699Р

Число мест для сидения

34

33

41

Общее число мест

67

33

41

Двигатель

ЗИЛ-130Я2

ЗИЛ-375Я5

Тип

карбюраторный, V-образный, 8-цилиндровый

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

100х95

108х95

Рабочий объем, л

6

7

Степень сжатия

6,5

17

Максимальная мощность, л.с. (кВт)

150 (110) при 3200 об/мин

180 (132) при 3200 об/мин

Максимальный крутящий момент, Н*м

402, при 1800-2000 об/мин

466, при 1800 об/мин

Максимальная скорость, км/ч

80

85

102

Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м

32

Напряжение в бортовой сети, В

12

Аккумуляторная батарея

3ТСТ-150, 2шт

Генератор

Г-286А, со встроенным регулятором напряжения

Сцепление

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом

Коробка передач

5-ступенчатая, без синхронизаторов на первой и задней передачах

Рулевой механизм

Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число 23,5

Винт-гайка, со встроенным гидроусилителем, пер. число 23,6

Подвеска передняя и задняя

На продольных полуэллиптических рессорах с корректирующимим пружинами, амортизаторы гидравлические телескопические

Рессорно-пневматическая, с 2-мя амортизаторами

Тормоза

Рабочий

Барабанные, привод раздельный, пневматический

 

 

Стояночный

Барабанный на задние колеса с механическим приводом и пневмоусилителем

Число колес

6+1

Размерность шин

280-508 (10,00-20)

Давление воздуха в шинах, атм

5,3

6,3 – передних; 5,3 - задних

Собственная масса, кг

6850

7550

8896

Полная масса, кг

11610

10880

12998

Длина/ширина/высота, мм

9190/2500/2950

9195/2500/2980

10540/2500/2980

Дорожный просвет, мм

320

310

Радиус поворота, м

9,6

12,0

Расход топлива, л/100км, при скорости 40 км/ч

35-40

41

 

 

 

Иван Войтешонок, Владимир Савайтан   2004-2010

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

Фотоматериалы Ивана Войтешонка и Владимира Савайтана

©  beltransport.by    2009-2010

 www.beltransport.by