www.beltransport.by | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобусы общего назначения среднего
класса ЛАЗ-695Н,
туристические ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699
Автобус ЛАЗ-695Н выпускался Львовским
автобусным заводом (Львов, Украина) с 1976 года до конца 1990-х годов. Его
предыдущие версии появились еще раньше. Первые опытные образцы были собраны
в 1956 году. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские
автобусы приходили в Беларусь и в Минск в частности. А в 60-х и в 70-х годах
они доминировали на минских улицах. ЛАЗ-695Н по сравнению с предыдущими
версиями 695Б (1957 г.), 695Е (1961 г.) 695 М (1969 г.) имел более
современный внешний вид, измененную светотехнику. С 1956 по 1976 годы у
модели 695 с модернизациями изменялся внешний вид, а также, с появлением
модификации 695Е, изменилась модель двигателя ЗИЛ. Кузов автобуса – вагонного типа с несущим
основанием. ЛАЗ-695Н имеет две двери для пассажиров и одну дверь для
водителя по левому борту. Место водителя не отгорожено от салона. Для входа в кабину водителя предназначена
отдельная дверь на левом борту. Также на рабочее место водителя можно
попасть из салона. Все приборы, контрольные лампы и кнопки управления
дверьми, освещением и т.д. расположены на единой панели приборов перед
водителем. Рычаги стояночного тормоза и управления КПП находятся справа от
водителя. Число мест
для сидения - 34, что достаточно неплохо ля автобуса небольшой длины. Салон
имеет четырехрядную компоновку. Справа за передней дверью - двойное сиденье,
развернутое на 90°; за задней дверью - диван на 5 мест. Общая пассажировместимость – 67 человек.
Двигатель и трансмиссия.
Автобус имеет бензиновый V-образный восьмицилиндровый карбюраторный
двигатель ЗИЛ-130Я2 с рабочим объемом 6 литров. Максимальная мощность – 150
л.с. (110 кВт) при 3200об/мин. Максимальный крутящий момент (402 Н*м)
достигается при 1800-2000 об/мин. Бензиновый двигатель является серьезным
недостатком автобуса, так как традиционно имеет большой расход топлива
(35-40 л/100км), да и бензин стоит дороже дизельного топлива. Максимальная
скорость автобуса - 80 км/ч. Сцепление –
однодисковое сухое, с гидравлическим приводом выключения
через 4 выключающих рычага. В гнездах кожуха сцепления - 16 нажимных пружин.
Непосредственно в главный цилиндр выключения сцепления заливается тормозная
жидкость. Коробка передач - от автомобиля ЗИЛ-130, пятиступенчатая, не имела
синхронизаторов на задней и первой передачах. Рычаг связан с
КПП трубчатой тягой. Карданный вал - с 2-мя карданами. Мосты и подвеска.
Ведущий мост - задний. Первая ступень - в центральном редукторе, вторая - в
колесных. Картер моста - штампованный, сварной. Шестерни центрального
редуктора имеют спиральную нарезку зубьев. Дифференциал находится в
разъемной коробке. В колесном редукторе в виде планетарного механизма
применены обычные цилиндрические шестерни с внешним и внутреннем
зацеплением. Передний мост - это кованная балка двутаврового сечения. В
подвеске ЛАЗ-695 полуэллиптические стальные рессоры работают совместно с
корректирующими пружинами. Благодаря этому техническому решению при
небольших нагрузках мягкий ход обеспечивают рессоры, а при увеличении
нагрузки вступают в действие пружины. На концах рессор - штампованные чашки
с резиновыми подушками. Колеса автобуса
- дисковые, с бортовым и замочным кольцами. Задний мост имеет сдвоенные
колеса. Размерность шин 280-508Р. Давление воздуха во всех шести колесах -
0,50 МПа. В переднем свесе, за крышкой в переднем бампере располагается
запасное колесо. Рулевое управление.
На автобусе ЛАЗ-695 рулевое управление имеет усилитель, облегчающий работу
водителя, повышающий безопасность движения в поворотах.
Включает руль с рулевой колонкой, угловой редуктор с карданной передачей и
рулевой механизм. Усилитель рулевого управления воздействует на сошку
рулевого механизма. Рулевой механизм - глобоидальный
червяк с трехгребневым роликом, передаточное число 23,5. Тормоза.
Тормозная система у ЛАЗ-695 - с пневматическим приводом, с 2-мя независимыми
контурами. Это рабочая тормозная система с пневмоприводом на все колеса и
стояночная, с пневмоусилителем привода на задние колеса. Воздушный
компрессор - 2-цилиндровый, поршневой, имеет водяное охлаждение, соединен
гибкими шлангами с пневмосистемой. Регулятор давления содержит шариковые
клапаны. Для накопления воздуха служат пять ресиверов с датчиками давления.
На одном из них имеется кран для накачки шин. Тормозные механизмы также
заимствованы у ЗИЛ-130 - барабанные, с 2-мя тормозными колодками Электрооборудование. На ЛАЗ-695
устанавливались две аккумуляторные батареи 3СТ-150М, об их
подключении должна сигнализировать синяя лампочка, вмонтированная в
спидометр. Генератор Г286А - с кремниевым выпрямителем и интегральным
регулятором напряжения. Его максимальная мощность - 1200 Вт, максимальный
ток - 80 А. Стартер СТ130-А3 включался кнопкой в кабине водителя либо
выключателем в моторном отсеке. Фары головного света автобуса - с полуразборными оптическими элементами и лампами А12-45 дальнего света (45
Вт) и А12-40 ближнего (40 Вт). Стоп-сигналы - с
пневмоприводом включения. В каждом плафоне освещения салона установлены две
лампы - основного и дежурного освещения. С целью повышения безопасности
перевозок в приводе тормозов переднего и заднего мостов устанавливалась
система контроля с красной лампой сигнализации на щитке приборов. Звуковой
сигнал на ЛАЗ-695 срабатывает от кнопки в центре рулевого колеса. Система отопления.
В теплое время воздух выбрасывается через небольшую заслонку сзади автобуса
в нижней части или в моторный отсек для дополнительного обдува. Воздух
забирается через решетку в передке автобуса и подводится по специальному
каналу вдоль левого борта. Система обеспечивает примерно 50-кратную смену
воздуха за один час. Температура воздуха в салоне регулируется с помощью
заслонки и жалюзей между салоном и моторным отсеком. В холодное время через
заслонку теплый воздух от двигателя весьма эффективно обогревает салон.
Естественную вентиляцию обеспечивают четыре люка в крыше и сдвижные форточки
в боковых окнах. Привод дверей. Как и на
многих других автобусах, в том числе и современных, привод дверей
пневматический. Каждая половина двери имеет свой механизм с цилиндром,
установленный на уровне пола. Правая часть цилиндров всегда соединена с
питающей пневмосистемой, что исключает открытие дверей при движении.
Управление дверными механизмами осуществляют электропневматические клапаны
цилиндров сэлектроприводами от кнопок в кабине водителя.
С точки зрения пассажира можно отметить хорошее отопление салона в зимний
период. Пожалуй, это был самый теплый автобус, эксплуатировавшийся когда
либо в Минске. Это же являлось недостатком в летний период. Автобус имеет по
два ряда сдвоенных сидений, что затрудняет передвижение пассажиров по
центральному проходу сидений (ширина прохода 375 мм), узкие проемы дверей и
маленькие высокие ступеньки, что затрудняло использование автобуса в
городских условиях. Автобус ЛАЗ-695Н эксплуатировался в городе
Минске с 1976 года, а его предыдущие модификации - с начала 1960-х.
Последние автобусы с завода во Львове поступили в 1993 году. В июле 2007
года все автобусы сняты с линии. Работали в парках 1,3,4,7. Особенно много ЛАЗов было в расформированном АП №3 (использовались на пригородных
перевозках) и в АП-4 (пригородные и городские перевозки). Ресурс автобусов
был выработан более чем на сто процентов. Полностью заменить все автобусы на
новые планировалось к 2010 году, однако вследствие высоких темпов обновления
парка автобусов в 2004-2007 годах и в связи с закрытием пригородного
автопарка это произошло раньше. На смену автобусам ЛАЗ-695 на городских
маршрутах пришли современные низкопольные и гораздо более просторные
МАЗ-103, а на "пригороде" теперь работают лидские автобусы Неман-52012. В
последние годы своей работы автобусы ЛАЗ-695 работали на маршрутах
5,19,43,45,57,69,74,95,514. ЛАЗ-695 присутствовал
практически во всех парках республики. Но в последние несколько лет машины
списывались большими темпами. Теперь их осталось всего несколько десятков.
ЛАЗ-697. В Минске работали не
только ЛАЗ-695, предназначенные для работы на пригородных и городских
маршрутах. Работали в Минске и туристические автобусы среднего класса
ЛАЗ-697 различных модификаций. Автобус выпускался с 1960 года и имел
модификации, аналогичные ЛАЗ-695. С городской моделью он был унифицирован по
кузову и всем агрегатам, но имел лишь одну дверь спереди, открывающуюся
вручную, а также багажные отсеки объемом 3 кубометра. В салоне были
установлены 33 мягких кресла, а также радиосистема.
В
начале 90-х годов качественный состав автобусов, выпускаемых на
междугородные маршруты, начал стремительно улучшаться. На маршруты, даже
короткие (до 100 км), стали выходить «мягкие» автобусы. Междугородные
маршруты кроме Автобусного парка №2, стал обслуживать АП №3. Как следствие,
все автобусы ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-697Р в 1987 году из АП №2 передали в АП №3,а в
1991г в этот парк пришли уже новые ЛАЗ-699Р. Кроме того, так как серийных
«мягких» автобусов поступало в недостаточном количестве, в республике было
налажено (вероятно, на одном из ремзаводов, предположительно Борисовском)
переоборудование автобусов ЛАЗ-695Н в ЛАЗ-697Н. Делалось это довольно
некачественно, невооруженным взглядом было видно, что задние двери
ликвидированы, а вместо них вставлены окна. Но прожили эти автобусы довольно
долго, некоторые до 2006г. В Автобусном парке №3 Минска это были 8486 МИЛ,
7573 МИТ и др. Когда в 2006 было принято решение снять с эксплуатации все
ЛАЗы, переоборудованный ЛАЗ-697Н 8486 МИЛ не списали, а продали некой
организации где он эксплуатировался как минимум до 2010 года. Были
переоборудованные автобусы и в других автопарках. Удивительно, но по
состоянию на конец 2010 года они даже выполняли рейсы с пассажирами. К
примеру, такой автобус можно было увидеть на междугородных маршрутах из
Мостов: в Новогрудок, Гродно и другие города. ЛАЗ-699. Немало в
Беларуси было
туристических автобусов ЛАЗ-699. Его кузов был удлинен на одну секцию по
сравнению с ЛАЗ-695. В салоне на мягких сиденьях с комфортом мог
разместиться 41 пассажир, устанавливались дополнительный отопитель и
радиосистема. Для багажа выделялось 4,5 кубометра под полом салона. Для
комфортной и безопасной езды за пределами города автобус оснащался
дополнительно противотуманными фарами и даже прожектором на крыше, имел
пневматические тормоза, пневматическую подвеску с переменной жесткостью и
гидроусилитель рулевого управления. На автобус устанавливался бензиновый
двигатель ЗИЛ-375-Я5 и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ. Задний мост был
заимствован у автомобиля МАЗ-500. Это позволяло автобусу разгоняться до 96
км/ч. В техническом плане автобус был, пожалуй, лучшим советским автобусом в
1960-е и 1970-е годы. Схемы автобусов ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699: Технические характеристики
Иван Войтешонок, Владимир Савайтан 2004-2010 Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа" Фотоматериалы Ивана Войтешонка и Владимира Савайтана © beltransport.by 2009-2010 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.beltransport.by |