www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобус ЗИС-154

ЗИС-154. Первые 4 автобуса пришли в Минск в 1946 году. Машины работали на минских улицах до конца 1950-х годов. Присутствовали и в некоторых других белорусских городах.

    

ЗИС-154 выпускался на московском автозаводе в течение 1946—1949 годов. Это первый отечественный серийный городской автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Но что самое интересное, в нем дизельный двигатель был связан с мощным электрическим генератором, приводившим в действие трансмиссию. Спустя более чем полвека, современные производители создают именно такую трансмиссию для автобусов, называющихся сейчас «гибридами». 4-цилиндровый двигатель для автобуса выпускался на ЯАЗе (ЯАЗ-204). Агрегат объемом 4650 куб. см развивал 110 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссии как таковой не было. Вместо карданных валов, сцепления и коробки передач от генератора тянулись провода к электродвигателю, приводившему задний мост. Электрическую трансмиссию разработали на заводе «Динамо». Она состояла из генератора ДК-505А мощностью 50 кВт и тягового электродвигателя ДК-305, выдававшего 43 кВт. Электродвигатель располагался под полом автобуса. Дополнительный резистор в цепи шунтовой обмотки силового генератора обеспечивал наличие двух режимов движения. Из-за дефицита моторов ЯАЗ-204 на автобус устанавливали 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗИС-122А мощностью 195 л.с. Эта машина получила индекс ЗИС-154А. Снаряженная масса автобуса была немалой – около 7940 кг.

    

          

Прогрессивной являлась также и общая компоновка салона. Кузов был первым серийным вагонной компоновки, напротив водителя была широкая дверь в салон, а двигатель располагался сзади (тоже впервые для серийного советского автобуса). Передняя дверь находилась до колес, в переднем свесе, а задний свес был небольшим. Колесная база составляла 5460 мм. Сам автобус был довольно длинным, имел две полноценные двери.

В нем было 34 сиденья, а всего он мог перевезти 60 пассажиров. В основу кузова, да и общей компоновки автобуса, видимо, легла конструкция американского автобуса, привезенного в 1946 году с целью заимствования идей для троллейбуса МТБ-82. ЗИС-154 заимствовал у «американца» 2-ярусное расположение окон – с прямоугольными приподнимающимися стеклами внизу и округлыми вверху, форму передка с наклонными стеклами, заходящими под «козырек» крыши. Но в отличие от троллейбуса 154-й ЗИС унаследовал и расположение дверей, и компоновку кабины с рабочим местом водителя.

         

    

По всем показателям он превосходил модели автобусов ЗИС, производившиеся позже. Было изготовлено 1165 машин. Прогрессивный автобус выпускался недолго. Стране необходимы были более простые и дешевые машины. Поэтому следующая модель – ЗИС-155 – была хоть и вагонной компоновки, но с двигателем спереди,  первой дверью в пределах колесной базы и с традиционной трансмиссией.

Иван Войтешонок, 2009-2010

Фотографии: Лайонел (г. Москва), Иван Войтешонок, из издания: "Мiнск: Гiсторыя пасляваеннага аднаулення, 1944-1952"

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by