www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобус ЗИС-154
ЗИС-154.
Первые 4 автобуса пришли в Минск в 1946 году. Машины работали на минских
улицах до конца 1950-х годов. Присутствовали и в некоторых других
белорусских городах.
ЗИС-154 выпускался на московском автозаводе в
течение 1946—1949 годов. Это первый отечественный серийный городской автобус
с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Но что самое интересное, в нем
дизельный двигатель был связан с мощным электрическим генератором,
приводившим в действие трансмиссию. Спустя более чем полвека, современные
производители создают именно такую трансмиссию для автобусов, называющихся
сейчас «гибридами». 4-цилиндровый двигатель для автобуса выпускался на ЯАЗе
(ЯАЗ-204). Агрегат объемом 4650 куб. см развивал 110 л.с. при 2000 об/мин.
Трансмиссии как таковой не было. Вместо карданных валов, сцепления и коробки
передач от генератора тянулись провода к электродвигателю, приводившему
задний мост. Электрическую трансмиссию разработали на заводе «Динамо». Она
состояла из генератора ДК-505А мощностью 50 кВт и тягового электродвигателя
ДК-305, выдававшего 43 кВт. Электродвигатель располагался под полом
автобуса. Дополнительный резистор в цепи шунтовой обмотки силового
генератора обеспечивал наличие двух режимов движения. Из-за дефицита моторов
ЯАЗ-204 на автобус устанавливали 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗИС-122А
мощностью 195 л.с. Эта машина получила индекс ЗИС-154А. Снаряженная масса
автобуса была немалой – около 7940 кг. Прогрессивной являлась также и общая компоновка салона. Кузов был первым серийным вагонной компоновки, напротив водителя была широкая дверь в салон, а двигатель располагался сзади (тоже впервые для серийного советского автобуса). Передняя дверь находилась до колес, в переднем свесе, а задний свес был небольшим. Колесная база составляла 5460 мм. Сам автобус был довольно длинным, имел две полноценные двери. В нем было 34 сиденья, а всего он мог перевезти 60 пассажиров. В основу кузова, да и общей компоновки автобуса, видимо, легла конструкция американского автобуса, привезенного в 1946 году с целью заимствования идей для троллейбуса МТБ-82. ЗИС-154 заимствовал у «американца» 2-ярусное расположение окон – с прямоугольными приподнимающимися стеклами внизу и округлыми вверху, форму передка с наклонными стеклами, заходящими под «козырек» крыши. Но в отличие от троллейбуса 154-й ЗИС унаследовал и расположение дверей, и компоновку кабины с рабочим местом водителя. По всем показателям он превосходил модели автобусов ЗИС, производившиеся позже. Было изготовлено 1165 машин. Прогрессивный автобус выпускался недолго. Стране необходимы были более простые и дешевые машины. Поэтому следующая модель – ЗИС-155 – была хоть и вагонной компоновки, но с двигателем спереди, первой дверью в пределах колесной базы и с традиционной трансмиссией.
Иван Войтешонок, 2009-2010 Фотографии: Лайонел (г. Москва), Иван Войтешонок, из издания: "Мiнск: Гiсторыя пасляваеннага аднаулення, 1944-1952" © beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |