www.beltransport.by | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подвижной состав | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Автобус низкопольный
городского типа большого класса МАЗ-203
Общие сведения Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно
считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan
(Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено
всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной,
около $200000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно
приспосабливая конструкцию к нашим условиям. Например, заводу не удалось
наладить выпуск портального ведущего моста — и потому пришлось делать мост более
простым, а заодно на 8 см поднимать пол в задней части салона. Сегодня доля
импорта — если не считать силового агрегата, — не превышает 8 процентов (это
клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).
Однако теперь цена низкопольных автобусов МАЗ-103 в базовой комплектации
составляет около 40% от первоначальной. Городской автобус МАЗ-203 впервые был
представлен на Московском автосалоне в августе 2005 года.
Выпускается Минским автомобильным заводом (Минск,
Беларусь) с 2006 года. Автобус является
представителем второго поколения автобусов Филиала "АМАЗ" РУП "МАЗ".
Он дороже автобусов первого поколения, однако существенно дешевле европейских
аналогов, при этом создан на основе надежных и высокотехнологичных агрегатов и
узлов иностранного производства. Отличительными особенностями по сравнению с автобусами МАЗ-103 первого поколения
являются полностью низкий уровень пола по всей длине салона, принципиально новый
дизайн, применение более современных конструкторских решений в трансмиссии и
ходовой части, большой список
дополнительного оборудования. Автобус МАЗ-203 – низкопольный, уровень пола находится всего в 340 мм
от дорожного полотна. Низкий уровень пола является передовым направлением в
городском автобусостроении, так как обеспечивает более высокий уровень комфорта,
сокращает время остановки, что повышает среднетехническую скорость на маршруте.
Кузов и салон автобуса
Автобус имеет трехрядную планировку в передней части салона и
четырехрядную между средней и задней дверьми. Напротив средней двери
имеется большая накопительная площадка шире дверного проема. В заднем свесе за последней дверью расположены три сиденья. Общая пассажировместимость
– 105 человек. Число мест для сидения – 26. Возможен также вариант с накопительной площадкой по ширине,
равной входу через среднюю дверь, что позволяет установить два дополнительных
сиденья с сохранением накопительной площадки.
Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Остов кузова сваривается из коробчатых профилей. Заготовки
каркаса - оцинкованные прямоугольные трубы - закрепляют на большом листе в
специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их
соединяют в единое целое. Колесные арки и часть пола зашивают листами
нержавеющей стали. Борта и крыша
изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа.
Листы по контуру приварены к каркасу, а к остальным балкам каркаса - приклеены. Передняя и задняя части изготовлены из стеклопластика и
закреплены на каркасе с помощью клея и заклепок. Бамперы - съемные, также
выполнены из стеклопластика. Краска - полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в
собственной лаборатории. Цвет подбирают по
желанию заказчика.
Стекла – вклеенные в проемы бесстыковым способом, что положительно влияет на жесткость
кузова. Ветровое стекло изготовлено из трехслойного стекла и
вклеено в роем стеклопластиковой панели. Боковые и заднее стекла, а также стекла
дверей, изготовлены из закаленного теплопоглощающего стекла и вклеены в проемы.
Стекла бокового и заднего рейсоуказателей также изготовлены из закаленного
стекла, но без тонировки. Передний рейсоуказатель находится за лобовым стеклом.
Окно водителя состоит из нескольких вклеенных стекол, одного сдвижного в
полиамидных направляющих и одного вклеенного с нитями электроподогрева. Автобус
оборудован также откидными форточками, алюминиевые рамки которых вклеены в
каркас.
МАЗ-203 имеет три двери поворотного типа,
включая переднюю. Двери оборудованы пневматическим приводом с краном аварийного
открывания. Створки дверей изготовлены из алюминиевого профиля. Стекло защищено
диагональными поручнями. Вход в кабину водителя осуществляется через дверь в
салонной перегородке между кабиной водителя и пассажирским салоном либо через
правую створку передней двери. На
автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая
отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя.
На автобусе МАЗ-203 используется рейсоуказатель
типа "электронное
табло". Передний рейсоуказатель расположен на передке автобуса за ветровым стеклом, что придает автобусу
МАЗ-203 современный облик, боковой рейсоуказатель - над боковыми стеклами между передней и средней дверьми, задний рейсоуказатель - на задке автобуса над задним стеклом.
Информационная система, в состав которой входят внешние табло, внутреннее табло, речевой информатор и пульт управления
выбирается заказчиком. В случае с Минском - это информационные системы
производства Минского электромеханического завода (на снимке) и ПО Интеграл.
Внешние табло выполнены на основе матриц с электромеханическими блинкерными
элементами, которые обеспечивают прекрасную информативность даже при прямом
интенсивном солнечном свете. В темное время хорошую видимость обеспечивают
светодиодные матрицы зеленого света.
На автобусах МАЗ-203 установлены неразборные
жесткие пассажирские сиденья. На автобусе применяется два типа крепления
жестких сидений. В первом
случае подставка привинчивается к колесной арке или к ступеньке моторного
отсека. Во втором случае крепление подставки монтируется одной стороной на
боковую стенку, а другой стороной - через стойку к полу. Поручни изготавливаются
из металлических труб, покрытых порошковой краской. Соединяются трубы поручней
алюминиевыми кронштейнами. В отличие от автобусов первого поколения, на МАЗ-203
устанавливаются более удобные поручни нового дизайна, из гнутых по длине труб. При оборудовании автобуса в
соответствии с требованиями перевозки людей с ограниченными возможностями
опорно-двигательного аппарата на входе средней двери монтируется откидной трап и
специальный поручень. Трап предназначен для заезда в салон автобуса и выезда из
салона инвалидной коляски. В закрытом положении он фиксируется замком. Под
трапом установлен бесконтактный датчик положения, связанный с контрольной лампой
на панели приборов в кабине водителя. При открытом трапе передняя дверь
блокируется, что предотвращает ее закрытие. На вертикальном поручне рядом с
местом для инвалидной коляски устанавливается откидывающийся поручень. Для
перемещения поручня из вертикального положения в горизонтальное и обратно
необходимо нажать на кнопку и переместить поручень. Сигнал о необходимости
раскладывания трапа подается при нажатии наружной или внутренней кнопки, при
этом у водителя загорается предупреждающая лампа. Кабина водителя – достаточно просторная,
отделена от пассажирского салона изогнутой перегородкой с большой площадью
остекления. Вариантов перегородки кабины водителя может быть три: для стран
Западной Европы предусмотрена полуметровая перегородка, позволяющая водителю
свободно контролировать оплат у проезда входящих пассажиров. Второй вариант -
полукруглая перегородка на полную высоту с выходом для водителя в салон. Третий
вариант - перегородка с раздельным входом водителя. Второй вариант изображен на
снимке вверху. Именно такие автобусы поставлены в города Беларуси.
Органы
управления расположены на оптимальном расстоянии и не перекрывают друг друга. Перед водителем
расположен щиток приборов, на котором находятся спидометр (известной фирмы VDO), тахометр, блоки контрольных ламп и большой
жидкокристаллический дисплей для прочей информации. Такая современная комбинация
приборов позволяет водителю концентрироваться только на самой важной информации,
что уменьшает время, необходимое для считывания показаний, а все дополнительные
данные выводятся на дисплей по мере необходимости. Руль оптимального диаметра,
однако по сечению мог бы быть чуть толще. Под рулевых переключателей два - один
управляет наружными приборами освещения, второй - стеклоочистителями. Справа от
рулевой колонки на полу расположены две педали - управления акселератором
(подвесная) и тормозной системой (напольная).
Справа от панели приборов находятся
кнопки открытия дверей, кнопка активации остановочной тормозной
системы, кнопки управления речевым информатором информационной системы и кнопка
аварийной световой сигнализации. Слева от панели приборов
расположены зуммер, ручка управления отоплением, кнопки управления системой наклона кузова, системой
потолочной вентиляции, выключатели обогрева стекол, зеркал, освещения салона и
кабины водителя, отопителей салона. И слева, и справа от приборной панели
находятся дефлекторы системы отопления и вентиляции кабины водителя. Слева от водителя расположена
дополнительная панель, на которой располагаются таймер управления жидкостным
подогревателем, кнопки управления автоматической коробкой передач, рычажок
стояночного тормоза, главный выключатель света, выключатель системы опускания
кузова, регулятор воздушного подогревателя, аварийный выключатель. Вверху слева расположена
дополнительная верхняя панель. На ней расположены пульт управления кондиционером
(если он установлен), панель управления радиооборудованием, пульт управления
информационной системой.
Системы отопления и вентиляции
Система отопления - трехконтурная (на автобусах
МАЗ первого поколения применялась двухконтурная). Для обогрева воздуха в автобусе
используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур
системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана
проходного трубопроводов. Воздух направляется
через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через
воздуходувные отверстия передней панели - на лобовое стекло и в нишу к ногам
водителя, а также через воздуховоды в панели управления. Кроме того, для
обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха
производится из кабины водителя. Вентиляция рабочего места водителя
осуществляется через отопитель кабины водителя при отключении подогрева с
забором воздуха снаружи автобуса.
Система отопления, обогревающая
салон автобуса, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и
отопителей (от 1 до 3 шт). Отопители
имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. В систему отопления
также входят воздухоотделительный бачок. При комплектации системы отопления с
электропневмоклапанами управление электропневмоклапанами и приводами
вентиляторов осуществляется соответствующей клавишей на панели приборов.
Естественная вентиляция салона осуществляется через два люка в крыше и форточки
окон. Автобус также может быть оборудован системой кондиционирования воздуха.
Менее затратный вариант вентиляции салона - система потолочной вентиляции.
Крышки потолочных вентиляторов открываются при повороте круглой крышки в салоне
против часовой стрелки. При открытой крышке включаются вмонтированные в потолок
вентиляторы и нагнетают воздух в салон.
Силовой агрегат Автобус МАЗ-203
имеет ряд интересных особенностей. Моторный отсек расположен в заднем левом углу
салона и занимает все пространство от пола до потолка. Уровень пола, в отличие
от предшественника, абсолютно ровный. Cиловой агрегат расположен,
соответственно, по левому борту под углом и к продольной горизонтальной, и к
продольной вертикальной осям автобуса. Он крепится к каркасу автобуса на четырех
опорах (две передние и две задние). Передние и задние опоры имеют одинаковую
конструкцию. Каждая опора состоит из амортизатора , закрепленного болтами на
кронштейне каркаса. МАЗ-203 имеет электронную
систему управления двигателем. При нажатии на педаль акселератора срабатывает
датчик ее положения и подает сигнал на управляющий электронный модуль.
Автобус оборудован заслонкой моторного тормоза, которая служит для увеличения
срока службы основной тормозной системы, являясь механизмом вспомогательной
тормозной системы. При работающем двигателе заслонка устанавливается вдоль
потока отработавших газов, при включении моторного тормоза - перпендикулярно
потоку газов, создавая определённое противодавление на выпуске. Одновременно
отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой
останова двигателя.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей
жидкости. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем
двигателе (80-95 °С) поддерживается автоматически термостатами и
производительностью вентилятора. Радиаторы системы охлаждения двигателя и
промежуточного охлаждения наддувочного воздуха расположены в верхней части
моторного отсека прямо над двигателем. Вентилятор имеет гидравлический привод.
Насос - шестеренного типа высокого давления. Насос преобразует вращательное
движение входного вала в энергию потока рабочей жидкости. Сзади на левом боку
автобуса находится воздухозаборник системы охлаждения, на задней стенке –
стильная решетка для выхода воздуха, продуваемого вентиляторами. Дополнительно
сверху в моторном отсеке имеется открывающийся люк.
МАЗ-203 оборудуется исключительно автоматическими коробками передач, поэтому
сцепление отсутствует. Покупателям предлагаются две гидромеханические коробки
передач известных немецких производителей. Это трехступенчатая АКПП Voith
и шестиступенчатая АКПП ZF.
Управление замедлением на автобусах с автоматической коробкой передач довольно
необычно. Дело в том, что при нажатии педали сначала последовательно включаются
три ступени ретардера, и только затем, при дальнейшем нажатии, вступает в работу
основная тормозная система. При этом ретардер обеспечивает служебные замедления
машины примерно до 2,0–2,5 м/с2.
Более подробную информацию о комплектациях
смотрите здесь.
Мосты и подвеска На автобусы МАЗ-203 для обеспечения полностью
низкого уровня пола устанавливается ведущий мост портального типа известной
немецкой фирмы ZF (ZF
AV-132/80). Особенностью портальных мостов является расположение
центрального редуктора со смещением влево от продольной оси и его размещение
ниже оси колес, что и дает возможность не применять наклонный пол в задней части
салона. Подвеска автобуса -
пневматическая. Пневмобаллоны питаются воздухом из ресиверов, располагающихся
под потолком по бортам. Система регулирования положения кузова позволяет
поддерживать уровень пола постоянным вне зависимости от режимов движения и
дорожных условий. Управление подвеской может быть как механическим, так и
электронным. Задняя подвеска у МАЗ-203 - зависимая, на 4-х пневмобаллонах и с
4-мя амортизаторами телескопического типа. Включает два регулятора положения
кузова. Задний мост соединен с кузовом двумя верхними и двумя нижними
реактивными штангами. Передняя ось также носит марку ZF, модель RL-85 A. В отличие от
МАЗ-103, на данном автобусе применена передняя цельная балка более простой
конструкции, нежели перекрещивающиеся рычаги независимой подвески автобусов
первого поколения, что положительно повлияло на надежность автобуса.
Соответственно, передняя подвеска - зависимая, на 2-х пневмобаллонах и с 2-мя
амортизаторами. Имеет один датчик уровня пола. Кованая балка передней оси
крепится к кузову посредством двух верхних и двух нижних реактивных штанг.
Колеса и шины На МАЗ-203 устанавливаются дисковые колеса с
бескамерными шинами размерности
275/70 R22,5. В зависимости от предпочтений заказчика автобус
комплектуется шинами Matador или же более дорогими
Continental. Давление в шинах: двух передних колес - 8,5 бар;
четырех задних колес - 7,7 бар. Осушитель воздуха автобуса МАЗ-203 имеет
специальный вывод для накачки шин от пневматической системы.
Рулевое
управление Рулевое управление автобусов МАЗ второго
поколения создано с расчетом на применение современного рулевого механизма
интегрального типа. В кабине водителя расположена травмобезопасная рулевая
колонка, регулируемая по высоте и наклону. Вращение и прилагаемое на рулевое
колесо усилие посредством двух карданных валов и углового редуктора передается
на рулевой механизм. Угловой редуктор представляет собой две конические
шестерни. Рулевой механизм связан сошкой и рулевой тягой со шкворнем колеса.
Питается система гидравлического усилителя от насоса, поставляемого вместе с
двигателем Mercedes-Benz. В основе рулевого механизма немецкой фирмы
ZF лежит тот же принцип передачи вращения и изменения
передаточного отношения, что и в привычном механизме с передачей "винт -
шариковая гайка - рейка - зубчатый сектор". Однако в интегральном механизме
рейка одновременно является поршнем гидравлического усилителя и делит рулевой
механизм на две полости, заполненные жидкостью. Таким образом, он совмещает
функции механизма, изменяющего передаточное отношение, и цилиндра гидроусилителя.
Причем в отдельной установке последнего отпадает необходимость, а заодно
упрощается конструкция рулевых тяг. Подобное устройство требовательно к
технологии производства, однако значительно упрощает конструкцию и компоновку
рулевого управления, а также совершенно не требует обслуживания в течение
800-900 тысяч километров пробега.
Tормозная система Автобусы оборудованы рабочей, стояночной,
запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также
выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей
сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы
всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной
системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен
дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные
системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в
действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных
энергоаккумуляторов - пневматический, двухконтурный. Стояночная тормозная система выполняет функции
запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или
частичного отказа рабочей тормозной системы. Остановочный тормоз
воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного
тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при
открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные
камеры заднего моста. Вспомогательная тормозная система
(моторный
тормоз) -
с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших
газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. При комплектации силового
агрегата гидромеханической коробкой передач функции вспомогательного тормоза
выполняет гидравлический тормоз-замедлитель. Вспомогательная тормозная система
предназначена для притормаживания автобуса на затяжных спусках. Дисковые тормозные механизмы автобуса МАЗ-203
выпускает фирма Knorr-Bremse. Механизмы передних колес приводятся в действие
сжатым воздухом, который подается из тормозных камер диафрагменного типа. Задние
тормозные механизмы запитываются из тормозных камер с пружинными
энергоаккумуляторами.
Естественно, автобус оборудован современной
4-канальной антиблокировочной системой. В ее состав входят 4 датчика и столько
же модуляторов, а также электронный блок управления. Система предотвращает
блокировку колес при торможении на скользком или неоднородном покрытии, помогая
водителю эффективно замедлить автобус без потери контроля над траекторией
движения.
Электрооборудование Автобусы имеют 24-вольтовую систему
электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений.
Минусом является каркас автобуса, соединенный с минусом
аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования
является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его
изделий производится с использованием штекерных соединений. Блок коммутации находится в перегородке за
сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные
реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и
диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке. На автобусах в специальных нишах кузова
в задней его части установлены две сухозаряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А.
Для удобства обслуживания они закреплены на основании с салазками. С двигателями
Mercedes-Benz
на автобусы
устанавливаются немецкие генераторы фирмы Bosch. Их два,
оба с силой тока до 100 А. К системе наружной светотехники относятся: фары
головного света, противотуманные фары, передние габаритные фонари, передние
указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные
фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака.
К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона автобуса, фонарь
освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь
освещения моторного отсека. Все автобусы второго поколения имеют
современную "точечную" светотехнику с рассеивателями круглой формы. В фарах
ближнего и дальнего света, а также в "противотуманках" устанавливаются
галогенные лампы Н7 мощностью 70 Вт. Все задние фонари имеют лампы мощностью 21
Вт, а габаритные огни автобуса рассчитаны на мощность 4-5 Вт. Внутрисалонные светильники представляют собой
флуоресцентные лампы Т5 мощностью 13 Вт каждая. Лампы прикрыты едиными длинными
полукруглыми кожухами из белого пластика, которые "протянуты" по краям
потолочной панели по всей длине автобуса.
Система
пожаротушения Для безопасности пассажиров в случае
возникновения пожароопасной ситуации в автобусах МАЗ может устанавливаться
автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные
материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие. При
правильном уходе за материалами отделки и отсутствии пятен от горюче-смазочных
материалов полностью автобус выгорает более чем за сорок минут. Устройство
системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с
добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового
заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь
или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также
происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огнетушащий
аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее
ингибиторы, и горение прекращается. Два генератора аэрозоля расположены в
моторном отсеке, еще один - в отсеке жидкостного подогревателя. При этом запрещается открывать люки
моторного отсека в течение 5 минут после срабатывания системы для исключения
возобновления горения.
МАЗ-203
- современный комфортабельный автобус для городских перевозок. Современная
компоновка и выбор основных узлов позволили создать полностью низкопольную
машину для эксплуатации на городских маршрутах с частыми остановками.
Оборудование автобуса только двигателями высоких экологических стандартов
положительно влияет на экологическую ситуацию. Применение только автоматических
коробок передач снижает утомляемость водителя, улучшает безопасность и
комфортность поездки. Пассажиры отметят неплохой современный интерьер. Однако в
угоду полностью низкому
полу центральный проход в задней части салона достаточно узкий. Но часть
автобуса между средней и задней дверьми гораздо меньше, чем в МАЗ-103, поэтому
узкий проход совсем небольшой по длине. В передней части довольно много
пространства благодаря логичномуположению сидений. Автобус имеет неплохую систему
отопления, а также систему потолочной вентиляции и люки
Parabus. Дизайн автобусов МАЗ второго поколения привлекателен и
солиден.
Рабочее место водителя также удобно – хорошая обзорность, информативные приборы,
дополнительная печка, удобное расположение всех органов управления. Однако
наблюдается определенная нехватка ниш и полок для вещей в кабине водителя.
Автобусы оснащаются информационными
системами, а значит, независимо от ораторских качеств водителя, пассажир услышит
нужную ему остановку, а водителю не придется напрягать свои голосовые связки.
Автобус может работать по системе «остановка по требованию», для чего над всеми
дверьми, а также по бортам между передней и средней дверьми установлены кнопки
«требование выхода». Автобус спроектирован в соответствии с европейскими
стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускаемые модели
имеют сертификат "Одобрение типа транспортного средства". Первые автобусы МАЗ-203 серого цвета появились
в Минске в феврале 2008 года. Самый первый вышедший на маршрут автобус
принадлежит 4-му автопарку, его номер АВ 9889-7, а свои первые дни работы он
провел на загруженном маршруте 84 "Малиновка-4 - Слепянка". Всего в 2008-м году
в минские автопарки пришло 40 автобусов МАЗ-203, которые распределены по
автобусным паркам № 4,5,6,7. Они пришли на смену первым белорусским МАЗам
1996-1997 годов выпуска. Чуть ранее, летом и осенью 2007 года, автобусы
поступили в другие города Беларуси: Гомель, Витебск, Полоцк, Новополоцк. Техническая характеристика См. также:
Иван Войтешонок, 2006-2008 Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа" При подготовке страницы были частично использованы материалы Инструкции по эксплуатации автобуса МАЗ-203. Фотоматериалы автора © beltransport.by 2009 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.beltransport.by |