www.beltransport.by
Подвижной состав
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Подвижной состав
Автобусы
Троллейбусы
Трамваи
Поезда метрополитена
Маршрутные такси

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы туристического типа большого класса Икарус-250, -256

 

Междугородные автобусы Икарус выпускались на заводе Ikarus в Матиашфельде (Венгрия). К проектированию серии 200, которой было суждено перевернуть все каноны автобусостроения, на Икарусе приступили в конце 1960-х годов. Речь шла прежде всего о модульной конструкции, которая собиралась, словно из кубиков, из унифицированных узлов. Например, меняя количество и расположение элементов кузова, можно было собирать автобусы различной длины, высоты, с разным количеством дверей.

Дизайнерское решение семейства было лаконичным и функциональным: никаких изысков, ровный параллелепипед, никаких признаков аэродинамики. Однако облик оказался настолько запоминающимся, что спутать эти автобусы с другими просто невозможно. А может быть, все дело в том, что для нас эти машины стали уже родными… Их собирают на просторах бывшего Советского Союза, их ремонт и обслуживание досконально освоены нашими автопарками, запчасти изготавливают во многих городах.

    

«Двухсотки», кроме городов Советского Союза, до сих пор работают в Турции, Греции, Кувейте, Китае, в некоторых городах Латинской Америки и даже в 8-ми городах США (Ikarus-286). Всего в Советский Союз было поставлено более 140 тысяч автобусов.

Семейство Ikarus 200 получило и награды: серебряный кубок французской ассоциации кузовных ателье, золотой диплом Лейпцигской ярмарки, серебряный кубок принца Монако на конкурсе кузовов.

Автобусы Икарус-250/-256 имеет кузов вагонного типа, несущей конструкции. Кузов имеет две одностворчатые пассажирские двери выдвижного типа (на первых модификациях Икарус-255 двери открывались вручную).

Автобус имеет 4-рядную планировку сидений, которые располагаются на небольших надстройках, что позволяет увеличить багажные отсеки и избавиться от выступающих колесных ниш. В задней части салона установлено 5 пассажирских сидений.

    

    

Над каждой парой сидений имеются сопла индивидуальной вентиляции и небольшие светильники. Слева и справа над сиденьями располагаются багажные полки. По центру потолка расположены плафоны общего освещения, динамики аудиосистемы и аварийно-вентиляционыне люки, а также крышные вентиляторы в некоторых модификациях. Отопление салона возложено на водяную систему охлаждения двигателя.

    

Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, наклону подушки и спинки. Рабочее место водителя практически не отгорожено от салона. Лишь за спиной водителя имеется небольшая стенка. На приборной панели справа и слева располагаются функциональные клавиши, в центральной части размещены крупные хорошо читаемые приборы.

    

Автобус Икарус-256 имеет длину 11 метров, унифицирован внешне по кузову с автобусом Икарус-260, то есть «не дотягивает» на 1 метр до привычных европейских 12-ти метров. Икарус-250 имеет более длинную колесную базу, всего длина составляет 12 метров.

    

    

Двигатель расположен под полом в задней части, что характерно для междугородних и туристических автобусов: средняя часть "отдается" багажу. Модель базового силового агрегата – Raba-MAN D2156 HM6UТ, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом, рабочий объем 10,35 л., мощность 220 л.с. Коробка передач – шестиступенчатая.

Трансмиссия. Сцепление – однодисковое сухое, с гидравлическим приводом выключения через 6 выключающих рычагов. В гнездах кожуха сцепления - 36 нажимных пружин. Тормозная жидкость заливается в специальный бачок, соединенный с клапаном педали сцепления. Гидравлический привод для облегчения выключения сцепления оборудован пневмоусилителем.

Коробка передач - шестиступенчатая, без синхронизаторов на передаче заднего хода. Коробка передач - шестиступенчатая, без синхронизаторов на передаче заднего хода. Передаточные числа немного "растянуты" по сравнению с таковыми в городской модели Икарус-260, что делает разгон немного более медленным (при аналогичном двигателе), но позволяет увереннее, с меньшим расходом топлива, держать высокую скорость на загородных трассах. Привод управления коробкой передач представляет собой прочные карданные валы с шарнирами. Карданная передача - один вал.

Ведущий мост - задний. Первая ступень - в центральном редукторе, вторая - в колесных. Картер моста - штампованный, сварной. Шестерни центрального редуктора имеют спиральную нарезку зубьев. Дифференциал находится в разъемной коробке. В колесном редукторе в виде планетарного механизма применены обычные цилиндрические шестерни с внешним и внутреннем зацеплением. Главная передача - двойная разнесенная (коническая и планетарная), общее передаточное число 6,194.

Подвеска. Подвеска автобусов Икарус-250/-256 - зависимая. Передняя - на двух пневмобаллонах, две продольные реактивные штанги, два амортизатора. Задняя - на четырех пневмобаллонах, две продольные и две А-образные реактивные штанги, четыре амортизатора.

Тормоза. Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневмоприводом и барабанными механизмами (диаметр барабанов 420 мм, ширина накладок 140 и 180 мм передних и задних тормозов соответственно). Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, с пружинными энергоаккумуляторами, с пневматическим приводом. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с электропневматическим приводом. Давление в пневмоприводе тормозов - 6,2...7,35 кгс/см2. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Привод дверей. Как и на многих других автобусах, в том числе и современных, привод дверей пневматический. Применяются пневматические одинарные цилиндры поворотного типа, который практически всегда применяется совместно с дверьми выдвижного типа. Управление дверными механизмами осуществляют электропневматические клапаны цилиндров с электроприводами от кнопок в кабине водителя.

Электрооборудование. Номинальное напряжение бортовой сети у Икарусов - 24 В. Аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные. Включение и выключение двух батарей производится выключателем массы, который расположен у переднего бампера. Аккумуляторные батареи расположены справа между средней дверью и задней колесной аркой. Марка батарей - 6ЕН12 ЕХМ. Емкость аккумуляторной батареи - 182 Ач (2 шт), генератор AVF VG 901, 75 А и 28 В, имеет транзисторный регулятор напряжения АВФ КФ-751 и кремниевый выпрямитель. Стартер Икаруса представляет собой 4-полюсный двигатель, особенностью которого является подвижный якорь, дополнительная обмотка возбуждения и дисковое сцепление якоря. Марка AVF IM 522, 5,4 кВт.

В фары головного света встроены лампы дальнего света мощностью 45 Вт и ближнего мощностью 40 Вт. Габаритные фонари - марки Виллтес мощностью 5 Вт. Автобусы Икарус имеют красную аварийную лампу с надписью "STOP" на щитке приборов. Она сигнализирует о неисправностях системы смазки или охлаждения двигателя, понижении давления в тормозных контурах. Есть сигнальная лампа разряда аккумуляторных батарей. Звуковой сигнал включается подрулевым рычажком. Все предохранители электрической системы автобуса объединены в единый блок коммутации, который размещен в кабине водителя.

С точки зрения пассажира можно отметить не очень эффективное отопление салона в зимний период. Других обстоятельств, портящих впечатление от автобуса, просто нет. Очень удобные сиденья с регулировками, мягкая подвеска, хорошая вентиляция позволяют с комфортом перемещаться на большие расстояния. Двигатель работает довольно приглушенно.

Автобусы Ikarus-250/-256 эксплуатируются в Беларуси почти во всех городах. Впервые они появились в Минске, с конца 1970-х годов. Единственный парк, который эксплуатировал их на междугородних и международных маршрутах - Автобусный парк №2. По 1-2 машины находились и в остальных парках столицы, однако использовались для внутренних нужд, а также для перевозки туристов. Последние автобусы, эксплуатировавшиеся в столице, были списаны в первой половине 2008 года. Но междугородные Икарусы продолжают успешно работать в других городах страны. Им на смену постепенно приходят белоснежные белорусские междугородники МАЗ-152. Ресурс большинства автобусов выработан более чем на сто процентов. Часть автобусов капитально отремонтированы на Гомельском авторемонтном заводе.

    

Основные модификации автобусов Икарус-250 и их различия:

Модифиикация

250.58

250.59

250.93

250.93а

250.95

Колея передних колес, мм

2013

2013

2013

2013

2000

Число мест

51+1

51+1

51+1

51+1

42+1

Двигатель

Raba-MAN D2156 HM6UT

Raba-MAN D2156 MT6UT

Raba-MAN D2156 HM6UT

Raba D10 UTSLL190

Raba-MAN D2156 HM6UT

Мощность, кВт/л.с. при об/мин

162 (220) при 2100

184 (250) при 2200

162 (220) при 2100

190 (258) при 1900

150 (204) при 2100

Крутящий момент, Нм при об/мин

820 при 1600

883 при 1600

820 при 1600

1100 при  1900

820 при 1600

Техническая характеристика

Двигатель Raba-MAN D2156 HM6UТ, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 121х150
Рабочий объем, л 10,35
Степень сжатия 17
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 220 (163) при 2200 об/мин
Максимальный крутящий момент, Н*м 815 при 1300 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 67
Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м 31,8
Напряжение в бортовой сети, В 24
Аккумуляторная батарея Емкость 182 А*ч, 2шт
Генератор AVF VG 901 75А, 28В
Сцепление Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом и пневмоусилителем
Коробка передач 6-ступенчатая, без синхронизатора на задней передаче
Рулевой механизм Винт с шариковой гайкой  и сектор с гидроусилителем, передаточное число 21
Подвеска Передняя Зависимая, на двух пневмобаллонах, две продольные реактивные штанги, два амортизатора
Задняя Зависимая, на четырез пневмобаллонах, две продольные и две А-образные реактивные штанги, четыре амортизатора
Тормоза Рабочий Двухконтурная система с пневмоприводом и барабанными механизмами
Стояночный На механизмы задних колес с пружинными энергоаккумуляторами
Вспомогательный Моторный замедлитель с электропневматическим приводом
Число колес (бездисковые) 6+1
Размерность шин 280R-508 (11,00R-20)
Давление воздуха в шинах, атм Передних – 7, задних – 7,25
Число мест для сидения 40-45
Общее число мест 40-45
Собственная масса, кг 9000
Полная масса, кг 15380
Длина/ширина/высота, мм 11000/2500/3040
Дорожный просвет, мм 310
Радиус поворота, м 10,75

 

 

Иван Войтешонок, 2006-2011

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа"

Фотоматериалы Ивана Войтешонка и Пылаева Александра

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by