www.beltransport.by
Новополоцк
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Витебская область
Витебск
Новополоцк
Полоцк
Орша
Другие города
 
 
Новополоцк
Маршруты и схема
Оплата, организация
Подвижной состав
Фотогалерея

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижной состав

 - Трамваи

 - Автобусы

Трамваи

Подвижной состав - трамваи белорусского производства АКСМ-60102 и российского производства КТМ-5М3. Все вагоны в хорошем состоянии, с опрятным и чистым салоном. Ранее вагоны КТМ работали по системе многих единиц, однако в последние годы вагоны используются поодиночке.

 
КТМ-5

КТМ-5 – 4-осный 3-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Одна из самых массовых моделей советских трамваев выпускалась на Усть-Катаевском вагоностроительном заводе в 1980-х годах. Внешне узнаваема благодаря широким одностворчатым дверям с цепным приводом, сдвигающимся по боковинам во время остановки. Вагоны поставлялись в три города – Витебск, Новополоцк и Мозырь. По состоянию на начало 2009 года вагоны составляют около 80 % парка в Новополоцке. Эксплуатируется как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона). Большинство вагонов КТМ-5 – 1973 года выпуска. Небольшое количество трамваев пришло в 1986 и 1992 годах (5 и 2 трамвая соответственно). Вагоны имеют номера с 001 по 049. Несмотря на возраст, вагоны находятся в хорошем техническом состоянии. Внешний вид – среднего уровня, но салоны – аккуратные и ухоженные. К сожалению, ввиду того, что на линии одновременно работает до 10 вагонов, большинство КТМ-5 простаивают в депо. 

АКСМ-60102

АКСМ-60102 – 4-осный 3-дверный трамвай с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями. Трамваи выпускаются в Минске и поставляются с первой половины  2000-х годов в Минск, с середины 2000-х годов – в Витебск, Новополоцк. В Новополоцке работает 6 вагонов 2004-2006 годов выпуска с номерами 050-055, оснащенных речевыми информаторами и электронными табло.

Автобусы

В городе до недавнего времени основой автобусных перевозок являлись сочлененные Икарус-280. Теперь же большинство автобусов – марки МАЗ. На городских маршрутах работают автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, МАЗ-203, Неман-5201, Икарус-280, небольшое количество 15-метровых автобусов МАЗ-107. На маршруте 5 «Новополоцк-Полоцк» работают преимущественно сочлененные автобусы МАЗ-105 и Икарус-280. На 10-м маршруте – автобусы МАЗ-103 и МАЗ-107.

 

На пригородных маршрутах задействованы автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, МАЗ-203. Междугородные маршруты обслуживают автобусы МАЗ-152, МАЗ-251, МАЗ-256,  Радимич А092.

 

МАЗ-103, -103С

 

МАЗ-103 - низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. В Новополоцке в основном работают машины первых лет выпуска (1999-2002), с механическими коробками передач и двигателями ММЗ и Renault.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 - 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики, в том числе и в Новополоцк. Около десятка таких машин сиреневого цвета работает на городских и пригородных маршрутах.

МАЗ-105

МАЗ-105 - сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Новополоцке работает около десятка машин с высоким моторным отсеком и двигателем Renault и около двух десятков автобусов с немецкими двигателями и АКПП. Машины работают как в городе, так и на маршруте 5, связывающем Новополоцк с Полоцком.

МАЗ-107

МАЗ-107 - низкопольный 14,5-метровый 3-дверный автобус городского типа. Унифицирован с моделью МАЗ-103. Оснащается двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Модель предназначена для автопарков, на маршрутах которых вместимости стандартных автобусов не хватает, однако не имеющих  необходимости в использовании более сложных сочлененных. С середины 2000-х годов поставляется в отдельные города республики. В Новополоцк было поставлено 6 машин в 2006-2007 годах. В 2009 году пришло несколько машин с модернизированным внешним видом.

МАЗ-152

 

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько машин работает и в автопарке Новополоцка.
МАЗ-203

МАЗ-203 – городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения, выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели 103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки. Автобусы оснащаются двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. В конце 2007 года четыре автобуса данной модели пришли в Новополоцк. Они работают на городских и пригородных маршрутах.

МАЗ-206, -226

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2007 году в город пришло 6 автобусов данной модели - из первых серийных партий. Они используются преимущественно на пригородных маршрутах.

МАЗ-251

МАЗ-251 – комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок. Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром, отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. Автопарк Новополоцка стал самым первым парком, получившим автобус данной модели. В начале 2006 года автобус графитового цвета с серийным номером 3 вышел на маршрут «Новополоцк-Минск». Вскоре в парке появился еще один МАЗ-251.

МАЗ-256

 

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. В Новополоцке содержится несколько автобусов в комплектации с мягкими сиденьями для работы на междугородных маршрутах.
Радимич А092

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах – в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Полоцке, Осиповичах, Мяделе и других. Несколько автобусов используется на пригородных и междугородных маршрутах.
Неман-5201

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. В Новополоцке работает один автобус.

Неман-52012

Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. Несколько автобусов работает на пригородных маршрутах Новополоцка.
Икарус-250/ -256

Икарус-250/ -256 - туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами.

Икарус-280

Икарус-280 - городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства. В новополоцком автопарке эксплуатируется около двух десятков сочлененных Икарусов, часть из них прошли капитальный ремонт на Гомельском авторемонтном заводе. Постепенно они заменяются автобусами МАЗ-105 и МАЗ-107.

Туристические автобусы Несколько моделей междугородных автобусов иностранного производства работают в автопарках многих городах республики. В новополоцком автопарке эксплуатируется несколько автобусов Setra, а также автобусы кузовного ателье Irizar на шасси Iveco.. Они выполняют экскурсионные поездки и работают на междугородных маршрутах.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. В Новополоцке работает несколько автобусов белорусской сборки.

ЛиАЗ-677*

ЛиАЗ-677* – 10-метровые автобусы большого класса. Выпускался в Подмосковье с 1967 года. Первый массовый советский автобус с автоматической коробкой передач. В отличие от украинского ЛАЗ-695, имел более просторный салон, удобный вход и накопительную площадку. ЛиАЗ-677 использовались на городских перевозках в Минске, Могилеве, Новополоцке, Осиповичах, Слуцке, Светлогорске и многих других городах Беларуси. В 1980-х и до середины 1990-х годов в Новополоцке работало большое количество ЛиАЗ-677.

* - выведены из эксплуатации

 

 

Иван Войтешонок    2008-2010

Фотоматериалы: Иван Войтешонок, Стас Давыдов, Владимир Савайтан, Александр Пылаев

©  beltransport.by    2009-2010

 www.beltransport.by