www.beltransport.by
Новополоцк
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Витебская область
Витебск
Новополоцк
Полоцк
Орша
Другие города
 
 
Новополоцк
Маршруты и схема
Оплата, организация
Подвижной состав
Фотогалерея

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация движения и оплата проезда

Городские перевозки пассажиров в Новополоцке, а также связь с Полоцком обеспечивают автобусы ОАО "Автотранспортное предприятие №6 г.Новополоцк". Точный адрес: г. Новополоцк, ул. Промышленная, 2. Контактный телефон: 8-0214-532833.

Ежедневно автобусы выходят на полтора десятка маршрутов. К услугам пассажиров – автобусы большой вместимости Неман-5201, МАЗ-103, МАЗ-104, а также автобусы особо большой вместимости МАЗ-105, МАЗ-107, Икарус-280. Срок эксплуатации ограничен 15-ю годами. На междугородных маршрутах работают автобусы МАЗ-152, МАЗ-251, МАЗ-256, Радимич А092.

Работу трамвая обеспечивает ТКУП «Трамвайный парк», созданное в 2003 году. До этого трамвайное хозяйство принадлежало «Полимиру». Днем на линии работает три вагона АКСМ-60102. Они курсируют с интервалом 18 минут. В часы пик к ним присоединяются еще шесть вагонов КТМ-5 и АКСМ-60102. Работа трамваев в сцепке сейчас практически не осуществляется.

В 2009 году новополоцкий трамвай празднует свое 25-летие: линия была открыта 21 мая 1974 года.

Организация движения

Новополоцк - вытянутый вдоль трех улиц город шириной, соответственно, всего два квартала. С севера - Западная Двина, с юга - леса с болотами. В нескольких километрах от города на юго-западе расположена большая промышленная зона. Северная улица - узкая и предназначена исключительно для автомобилей. Средняя - Молодежная - по ней ходят большинство новополоцких автобусных маршрутов. Параллельно улице с юга идет шоссе, по две полосы в каждую сторону. А посередине - трамвайная линия, отделенная от двух сторон автомобильной дороги деревьями.

    

Линия была рассчитана явно на очень интенсивное трамвайное движение, так как в Новополоцке сделано все, чтобы машины не мешали движению трамваев. Перпендикулярные к линии улицы имеют двухуровневые развязки с шоссе. В городе трамвай пересекается с автомобилями только в двух местах: в одном - место для разворота машин, в другом линия съезжает с дороги к кольцу. За городом трамвайная линия идет сбоку от автодороги. Чтобы при переходе трамвайной линии на центр дороги автомобили не мешали трамваям, для машин, следующих в город, сделана эстакада.

    

Наиболее крупная конечная остановка автобусов – Подкастельцы, с которой начинается большинство маршрутов города. От автовокзала города отправляются автобусы маршрутов 5, 10 и 15, связывающих Новополоцк и Полоцк. Оба маршрута проходят по центральной улице города, а затем 5-й следует по левому берегу Западной Двины, а 10-й пересекает реку по мосту и идет по противоположному берегу. В Полоцке конечной остановкой является железнодорожный вокзал.

    

Трамваи проходят вдоль города, минуя университет, рынок, автовокзал, а затем следуют на завод «Полимир». Всю трамвайную линию можно проехать за 25 минут. Посередине находится небольшое трамвайное депо. Рельсы в довольно приличном состоянии. У "Полимира" - кольцо, состоящее из четырех путей. Используется только один путь. Городское кольцо называется "Измеритель" (рядом расположен завод с таким названием). Оно очень интересное по конфигурации. Трамваи движутся тоже по одному, внутреннему кольцу. Вначале вправо ответвляются еще три пути с канавами, затем все пути сходятся справа, и трамвай едет за холм, находящийся в центре кольца. Повернув за холмом, вагон выходит на прямую и возвращается к месту посадки и высадки. На холме же находятся опоры контактной сети.

    

Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 - 800 метров и при малоэтажной застройке - 500 - 1000 метров.

Каждый автобус и трамвай в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время немало единиц подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.

    

Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут.

    

У водителя при работе на городском маршруте имеется «карточка». В карточке содержится ее номер на маршруте, номер маршрута, время выезда и заезда в парк, время перерывов, смены водителей и обедов. В основном поле располагается таблица с указанием точного времени прибытия на контрольные и конечные пункты (время отметок). Карточки различают односменные (водитель выезжает из парка и заезжает в парк), двусменные (смена водителей производится на диспетчерской станции).

Оплата проезда

Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость проезда в автобусах обычных городских маршрутов составляет 500 рублей. Льготный проезд с 50-процентной оплатой отменен в декабре 2007 года. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута. Стоимость маршрутов 5 и 10 (Новополоцк - Полоцк) – 760 рублей.

На трамвайных маршрутах практикуется работа кондукторов, в обязанности которых входит продажа талонов и контроль полноты оплаты проезда. Кондукторы реализуют отрывные талоны, действующие только в данной поездке и в данном автобусе. Погашаются самим кондуктором. Идентификация отрывного талона контролирующими лицами производится по серии и номеру талона из реализующегося в данный момент рулона. Приобрести билеты на последующие поездки нельзя.

Билеты на автобус можно приобрести в газетных  киосках или же в автобусах у водителя. Реализуются обычные талоны с водяными знаками. Можно приобрести сразу несколько талонов.

Можно также оплатить проезд покупкой проездных билетов с заданным сроком действия: проездные билеты на декаду, а также проездные билеты на один месяц. Погашение проездных билетов не требуется. Проезд разрешен исключительно в течение одного месяца года, указанного в билете.

    

Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить у водителя и прокомпостировать билет, прокомпостировать заранее купленный талон либо приобрести отрывной талон у кондуктора.

Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водитель автобуса, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора с металлическим жетоном советского образца и визитную карточку в нагрудной части с личными данными проверяющего. В городе работает две бригады. Одна контролирует единственную трамвайную линию, а вторая – автобусные маршруты, которые в большинстве проходят по одной улице – Молодежной. Поэтому ревизоры контролируют пассажиров практически в каждом рейсе. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда.

При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.

 

 

Иван Войтешонок   2008-2010

Фотоматериалы: Иван Войтешонок, Стас Давыдов, Александр Пылаев, Дмитрий Сасим

©  beltransport.by    2009-2010

 www.beltransport.by