МАЗ-103, -103С
|
МАЗ-103
- низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая
массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные
годы двигателями ММЗ,
Renault,
Deutz,
Mercedes-Benz,
механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса
является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило
сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней
и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери
предусмотрена одна ступенька небольшой высоты.
Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных
маршрутах. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские
автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус.
В Бобруйске по
состоянию на середину 2010 года работало не менее 45 автобусов данной
модели. В городе есть немало автобусов ранних лет выпуска. Это полтора
десятка автобусов с двигателями ММЗ и
Renault,
выпущенные в 2000-2002 годах; 18 автобусов, поступивших в 2006-2008
годах, с автоматическими коробками передач и преимущественно двигателями
Mercedes-Benz
(один автобус с
Deutz).
В 2008-2010
годах пришло не менее 13 автобусов с модернизированным внешним видом.
На городских
маршрутах также работает два автобуса пригородной модификации МАЗ-103С
с 2-мя дверьми вместо трех, двигателями
Mercedes-Benz
и механической коробкой передач. Они поступили в конце 2007 года. Их
нередко можно увидеть на 11-м маршруте.
|
МАЗ-104, -104С
|
МАЗ-104
- 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус
являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с
1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым
двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было
поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах
республики. В Бобруйске их немного. 6 автобусов работает на городских
маршрутах, 2 автобуса в пригородной версии 104С работают на пригороде.
|
МАЗ-105
|
МАЗ-105
- сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным
уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель
сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года
поставляется в Минск (двигатель
Renault и
механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в
небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики
(Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших
объемах (двигатель
Mercedes-Benz
и
автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и
приходит на замену Икарус-280. Именно в такой версии закуплены автобусы
для Бобруйска. В 2005-2007 годах пришло подобных 7 автобусов в зеленой и
бирюзовой окрасках.
В 2009-2010
годах поступило не менее 10 автобусов МАЗ-105.465 с модернизированным
внешним видом.
|
МАЗ-152
|
МАЗ-152
– междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения
между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы
комплектуются немецкими дизельными двигателями
Mercedes-Benz
(до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие
сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается
просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256,
работают практически во всех городах республики. Не менее 9 автобусов с
обоими двигателями работают в автопарке Бобруйска.
|
МАЗ-256
|
МАЗ-256
– недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и
пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты
обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль
МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках
республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных,
так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти
во всех белорусских городах. В Бобруйске не менее 6 автобусов работают
на пригородных и междугородних маршрутах.
|
Радимич
А092
|
Радимич А092
– 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на
междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на
Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства
городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах. В
Бобруйске полтора десятка автобусов работает на пригородных и
междугородних маршрутах. Несколько автобусов обслуживают малозагруженные
городские маршруты, к примеру, 14-й и 23-й.
|
Икарус-250/ -256
|
Икарус-250/ -256
- туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В
последние годы почти полностью заменены более современными автобусами В
2010 году в Бобруйске оставалось несколько единиц. |
Икарус-260
|
Икарус-260 - городские
11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на
входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских
перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их
практически не осталось. В 2005-2007 годах в Бобруйске оставалось около
10 автобусов в пригородной версии с 2-мя дверьми и в обычной городской
версии. Часть автобусов проходило капремонт в Гомеле. В 2007-2008 годах
все автобусы были списаны.
|
Икарус-280
|
Икарус-280
- городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства.
С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные
города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных
автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В
середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В
последние годы активно заменялись новыми моделями белорусского
производства. В Бобруйском автопарке еще 3-4 года назад было несколько
десятков автобусов данной модели. Они работали на многих городских, а
также на некоторых пригородных маршрутах. С приходом почти двух десятков
сочлененных МАЗ-105 почти все автобусы были списаны. В 2010 году
продолжали работу 3-4 автобуса.
|
ЛАЗ-695,-697,-699
|
ЛАЗ-695, -697,
-699.
ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С
конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы
приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими
изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком
маленькими и неудобными. В середине 2000-х годов в Бобруйске оставалось
около 5 автобусов данной модели. В 2007-2008 годах они были списаны.
|
ЛиАЗ-5256
|
ЛиАЗ-5256
– 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались
преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе
«Неман» в Лиде. В Бобруйске несколько лет назад работало несколько
автобусов в 2-дверном и 3-дверном исполнениях. Сейчас автобусы списаны.
|
ПАЗ-3205, -4234
|
ПАЗ-3205 -
недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских
городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205
используется редко. В отдельных городах работает на пригородных
маршрутах. В единичных экземплярах работает на городских маршрутах. В
Бобруйске несколько автобусов в 2005-2010 годах работало на маршруте 14.
|
КАвЗ-685 |
Помимо ПАЗ-3205, на данном маршруте
до 2008 года работал совсем нехарактерный для Беларуси капотный автобус
КАвЗ-685. Он создан шасси грузового автомобиля ГАЗ-53, от него же
осталась передняя часть. Что характерно, даже пассажирская дверь не
имеет привода и соответственно возможности дистанционного открытия и
закрытия. Дверь, навешанную на петлях, открывали сами пассажиры.
|
Другие
автобусы инстранного производства |
Несколько
моделей городских автобусов иностранного производства работают в
автопарках некоторых городах республики. В Бобруйске на городских
коммерческих маршрутах работают купленные б/у из Скандинавии пригородные
автобусы на шасси
Volvo
различных кузовных ателье (Volvo-Aabendraa,
Volvo B10M65).
На маршруте 33
эксплуатируются немецкие сочлененные автобусы
Mercedes-Benz
O405G.
Кузов имеет три двери с одной ступенькой на входе, в салоне – 51
посадочное место.
Несколько лет
назад на маршруте 33 также работали автобусы предыдущего поколения,
разработки конца 1960-х годов: одиночные MAN
200-й серии и сочлененные Meredes-Benz
O305G.
На пригородных
маршрутах несколько лет назад работал корейский автобус фирмы
Hyundai.
|