www.beltransport.by | ||||
---|---|---|---|---|
Могилев | ||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | ||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Могилёв – областной центр и третий по численности населения город Беларуси (более 370 тысяч жителей). Территория города –110,5 квадратных километров. Поделен на 2 административных района: Ленинский и Октябрьский.
Общественный транспорт в Могилёве представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Город располагает Город располагает крупнейшим автопарком области АП №1 ОАО «Могилёвоблавтотранс» и троллейбусным депо. По Могилёву проложено 11 троллейбусных и 42 автобусных маршрута. Большинство маршрутов города проходят через перекрёсток улицы Первомайская и проспект Мира, а также площадь Ленина. Работает около полусотни пригородных маршрутов, почти все отправляются от Автовокзала. Автобусное движение в городе открыто в 1934 году (первый маршрут Вокзал – Вал Красной звезды). Первая троллейбусная линия Могилёва открыта 19 января 1970 года (Вокзал – пос. Куйбышева). На долю троллейбуса приходится около 45 % перевозок пассажиров в городе.
Первое упоминание о Могилёве датируется 1267 годом (Витебская летопись). С 14 века Могилёв входит в состав Великого княжества литовского. После подписания Люблинской унии (1569 г.) входит в состав Речи Поспалитой. В 16-17 веках город является крупнейшим после столичной Вильни (в 1604 15 тыс. жителей). 28 января 1577 году город получил Магдебургское право. В 1669 году заложен Никольский собор с монастырём, в 1681 построена городская Ратуша (снесена в 1957 г., восстановлена в 2008 г.), в 1738-52 построен костел св. Станислава, ставший в последствии центром католицизма во всей Восточной части Российской империи. В 1772 году Могилёв вошел в состав Российской империи и стал центром Могилёвской губернии. В 1869 построена церковь св. Бориса и Глеба, в 1888 году здание театра (реконструировано в 1990-е годы), в 1911 году кафедральный собор Трёх Святителей. Экономическому и культурному развитию Могилёва во многом способствовало строительство шоссе Петербург – Киев в 1848-56 годах и Петербуржско-Одесской железной доргои (1902 г.). В том же году построено здание железнодорожного вокзала. Открыто пробное движение поездов по линии Витебск-Жлобин по 2 пары пассажирских и 7 пар товарных поездов в сутки. С августа 1915 по ноябрь 1917 в Могилёве находилась ставка императора Николая ІІ. В декабре 1918 года в городе устанавливается советская власть. С 1 января 1919 в составе БССР, с февраля в РСФСР в составе Гомельской губернии, центр Могилёвского уезда. Открыты Политехникум, железнодорожная больница, Педагогический институт включён в состав БГУ. В марте 1924 года город снова вошел в состав БССР как центр Могилёвского округа. В 1928-1930 годах строятся Кондитерская фабрика, Швейная фабрика (теперь «Веснянка»), кожзавод, Завод искусственного волокна им. Куйбышева (ныне одно из крупнейших предприятий города). В 1931 году построены железнодорожные линии на Кричев и Осиповичи, создана пристань «Могилёв». В 1932 году построено шоссе Минск – Могилёв (теперь М4). В 1933-35 годах построена ТЭЦ-1, открыт труболитейный завод, построен авторемонтный завод, прекратила работу конка (действовала с 1910 года). В 1938 году образована Могилёвская область, а так же принято решение о переносе столицы, благодаря чему образовался ансамбль площади Ленина с Домом Советов и многоэтажными домами. Разрушен Иосифовский собор, на его месте началось строительство гостиницы «Днепр». Однако перенос столицы не состоялся. После начала немецкой оккупации в 1941 году, защитники города более 20 дней держали оборону. 28 июня 1944 года город освобождают от фашистской оккупации. В 1944 году возобновлено движение поездов по линии Орша – Жлобин, в 1946 возобновлено движение автобусов в городе. В 1947 году выехали первые 5 такси. В 1952 году организовано автобусное движение Минск – Могилёв. В 1958-59 годах построены завод «Электродвигатель», открыт Дом культуры ЗИВ, сооружён бетонный мост через Днепр, в замен уничтоженного паводком деревянного. В 1961 открыт Машиностроительный институт. В 1962 году город разделён по теперешнему принципу на 2 района (с 1979 по 2003 существовал Центральный район). В 1965 году началось строительства крупнейшего предприятия города Завода синтетического волокна «Лавсан», построен мост через р. Дубровенка на проспекте Мира, несколькими годами ранее построен ж/д путепровод у Вокзала, а через 2 года откроется мост Шмидта (через р.Днепр). В 1967 начато строительство лифтостроительного завода, появился проспект Шмидта, открыт Химико-технологический институт, построена самая высокая в Европе телевышка. В 1968 году автовокзал перенесён с Привокзальной площади (в старом здании теперь почта), на улицу Ленинскую. В 1969 году построена ТЭЦ-2, открыт Дворец Спорта. В 1971 начато строительство Комбината шёлковых тканей (КШТ, Моготекс). В 1972 году открыта Гостиница «Могилёв», аэропорт с проспекта Шмидта перенесён за черту города к д. Ермоловичи по Минскому шоссе. В 1974 году построен завод «Техноприбор». В 1982 году город подключён к природному газу, построен завод Могилёвсельмаш (Могилёвтрансмаш). В 1997 году открыт третий мост через Днепр по ул.Королёва. В 1996-2004 годах проведена масштабная реконструкция исторического центра. В начале века открыт путепровод по улице Ленинской, а 2008 путепровод соединил Театральную площадь и улицу Космонавтов.
Владимир Фишман 2009-2011 Фотоматериал Иван Войтешонка и Владимира Фишмана © beltransport.by 2009-2011 |
|||
www.beltransport.by |