www.beltransport.by
Могилев
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Могилевская область
Могилев
Бобруйск
Осиповичи
Другие города
 
 
Могилев
Маршруты
Схемы движения
Оплата проезда
Подвижной состав
Организация движения
Парки
История
Схема bahn
Фотоальбом

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв – областной центр и третий по численности населения город Беларуси (более 370 тысяч жителей). Территория города –110,5 квадратных километров. Поделен на 2 административных района: Ленинский и Октябрьский.

 

Общественный транспорт в Могилёве представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Город располагает Город располагает крупнейшим автопарком области АП №1 ОАО «Могилёвоблавтотранс» и троллейбусным депо. По Могилёву проложено 11 троллейбусных и 42 автобусных маршрута. Большинство маршрутов города проходят через перекрёсток улицы Первомайская и проспект Мира, а также площадь Ленина. Работает около полусотни пригородных маршрутов, почти все отправляются от Автовокзала.

    

Автобусное движение в городе открыто в 1934 году (первый маршрут Вокзал – Вал Красной звезды). Первая троллейбусная линия Могилёва открыта 19 января 1970 года (Вокзал – пос. Куйбышева). На долю троллейбуса приходится около 45 % перевозок пассажиров в городе.

 

Первое упоминание о Могилёве датируется 1267 годом (Витебская летопись). С 14 века Могилёв входит в состав Великого княжества литовского. После подписания Люблинской унии (1569 г.) входит в состав Речи Поспалитой. В 16-17 веках город является крупнейшим после столичной Вильни (в 1604 15 тыс. жителей).  28 января 1577 году город получил Магдебургское право. В 1669 году заложен Никольский собор с монастырём, в 1681 построена городская Ратуша (снесена в 1957 г., восстановлена в 2008 г.), в 1738-52 построен костел св. Станислава, ставший в последствии центром католицизма во всей Восточной части Российской империи.

В 1772 году Могилёв вошел в состав Российской империи и стал центром Могилёвской губернии. В 1869 построена церковь св. Бориса и Глеба, в 1888 году здание театра (реконструировано в 1990-е годы), в 1911 году кафедральный собор Трёх Святителей.

Экономическому и культурному развитию Могилёва во многом способствовало строительство шоссе Петербург – Киев в 1848-56 годах и Петербуржско-Одесской железной доргои (1902 г.). В том же году построено здание железнодорожного вокзала.  Открыто  пробное движение поездов по линии Витебск-Жлобин по 2 пары пассажирских и 7 пар товарных поездов в сутки.

    

С августа 1915 по ноябрь 1917 в Могилёве находилась ставка императора Николая ІІ. В декабре 1918 года в городе устанавливается советская власть. С 1 января 1919 в составе БССР, с февраля в РСФСР в составе Гомельской губернии, центр Могилёвского уезда. Открыты Политехникум, железнодорожная больница, Педагогический институт включён в состав БГУ. В марте 1924 года город снова  вошел в состав БССР как центр Могилёвского округа. В 1928-1930 годах строятся Кондитерская фабрика, Швейная фабрика (теперь «Веснянка»), кожзавод, Завод искусственного волокна им. Куйбышева (ныне одно из крупнейших предприятий города). В 1931 году построены железнодорожные линии на Кричев и Осиповичи, создана пристань «Могилёв». В 1932 году построено шоссе Минск – Могилёв (теперь М4). В 1933-35 годах построена ТЭЦ-1, открыт труболитейный завод, построен авторемонтный завод, прекратила работу конка (действовала с 1910 года). В 1938 году образована Могилёвская область, а так же принято решение о переносе столицы, благодаря чему образовался ансамбль площади Ленина с Домом Советов и многоэтажными домами. Разрушен Иосифовский собор, на его месте началось строительство гостиницы «Днепр». Однако перенос столицы не состоялся.

    

После начала немецкой оккупации в 1941 году, защитники города более 20 дней держали оборону. 28 июня 1944 года город освобождают от фашистской оккупации.

В 1944 году возобновлено движение поездов по линии Орша – Жлобин, в 1946 возобновлено движение автобусов в городе. В 1947 году выехали первые 5 такси. В 1952 году организовано автобусное движение Минск – Могилёв. В 1958-59 годах построены завод «Электродвигатель», открыт Дом культуры ЗИВ, сооружён бетонный мост через Днепр, в замен уничтоженного паводком деревянного. В 1961 открыт Машиностроительный институт. В 1962 году город разделён по теперешнему принципу на 2 района (с 1979 по 2003 существовал Центральный район). В 1965 году началось строительства крупнейшего предприятия города Завода синтетического волокна «Лавсан», построен мост через р. Дубровенка на проспекте Мира, несколькими годами ранее построен ж/д путепровод у Вокзала, а через 2 года откроется мост Шмидта (через рнепр). В 1967 начато строительство лифтостроительного завода, появился проспект Шмидта, открыт Химико-технологический институт, построена самая высокая в Европе телевышка.

В 1968 году автовокзал перенесён с Привокзальной площади (в старом здании теперь почта), на улицу Ленинскую. В 1969 году построена ТЭЦ-2, открыт Дворец Спорта. В 1971 начато строительство Комбината шёлковых тканей (КШТ, Моготекс). В 1972 году открыта Гостиница «Могилёв», аэропорт с проспекта Шмидта перенесён за черту города к д. Ермоловичи по Минскому шоссе. В 1974 году построен завод «Техноприбор». В 1982 году город подключён к природному газу, построен завод Могилёвсельмаш (Могилёвтрансмаш). В 1997 году открыт третий мост через Днепр по улоролёва. В 1996-2004 годах проведена масштабная реконструкция исторического центра. В начале века открыт путепровод по улице Ленинской, а 2008 путепровод соединил Театральную площадь и улицу Космонавтов.

    

 

 

Владимир Фишман    2009-2011

Фотоматериал Иван Войтешонка и Владимира Фишмана

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by