История могилевского транспорта
1910-1941
Первым общественным
транспортом в Могилёве была конка, линия 3,2 километра начала действовать в
1910 и проходила от Вокзала до Губернаторской площади (ныне Советская) по
Днепровскому проспекту (ныне ул. Первомайская). В 1911 году появились первые
легковые такси. Следующим большим событием в жизни городского транспорта
стал пуск первого автобусного маршрута в 1934 году по маршруту Вокзал – Вал
Красной звезды (ныне район пл. Орджоникидзе), работало 2 автобуса. Через
год, в 1935 прекратила действовать конка, дублирующая новый для города
автобусный транспорт.
В 1934 году был разработан
так и не осуществлённый проект трамвая.
1946-1970
Автобусное движение,
прерванное во время немецкой оккупации (1941-1944 годы) восстановлено в
январе 1946 года, в течение нескольких последующих лет построено главное
автотранспортное предприятие города Автобусный парк на Гомельском шоссе. В
1947 восстановлена работа такси, курсировало 5 машин. К 1952 году открыто
междугородний автобусный маршрут Минск – Могилёв. В 1968 году Автовокзал с
Привокзальной площади перенесён в новое здание на ул. Ленинская. В 1950-60-е
г.г. подвижной состав АП представляли ЗИС, ЛАЗ-695 первых серий, Икарус-55
Люкс, ПАЗ-651 и др. типичные для того времени автобусы. С конца 1960-х годов
начали поступать автобус ЛиАЗ-677 первых серий, а также Икарус-556,
Икарус-180.
В связи с предстоящим вводом в
эксплуатацию комбината синтетического волокна, увеличению численности
населения было принято решение об организации троллейбусного движения. В 1966
году СУ-57 начало строительство комплекса троллейбусного управления по улице
Челюскинцев (район пос. им. Куйбышева). 15 октября 1969 года создана дирекция
Могилёвского троллейбусного управления. 19 января 1970 года начал работу
первый троллейбусный маршрут №2 от Вокзала до пос.им. Куйбышева. На маршрут
вышло 6 машин, с 28 января их было уже 18. Протяжённость первой линии 10 км. Первыми троллейбусами
были ЗИУ-5Д, через несколько лет, как и в другие города, начались поставки
новой модели ЗИУ-682Б.
1970-1981
К 1970-м годам в городе
действовала довольно около 30 автобусных маршрутов, охватывающих основные
районы и предприятия города. К 1981 году общая протяжённость автобусных
линий в Могилёве 313,5 километра. Ежедневно обслуживает пассажиров до 150
машин. Работали современный Автовокзал на ул.Ленинской,93а, оттуда
отправлялись междугородние автобусы в Киев, Вильнюс, Житомир, Чернигов,
Минск, Витебск, Гродно, Гомель, Барановичи, Борисов, Мозырь, Пинск,
Солигорск, Светлогорск, Оршу. Существовали автостанции у Минского (ул.
Тимирязевская) и Быховского рынков (ул. Челюскинцев), откуда отправлялись
пригородные автобусные маршруты. На смену ушедшим автобусам ЗИС, стали
приходить не только Икарусы-180,-556, но и новые модели Икарус-260,-280,
ЛАЗ-699, Икарус-255,-256 (для междугородних маршрутов), всё больше
появлялось прогрессивных на то время ЛиАЗ-677. Список городских автобусных
маршрутов на 1981 год:
№ |
Маршрут |
1 |
пл. Космонавтов –
Объединение «Химволокно»
(ул. Космонавтов, просп. Шмидта) |
2 |
ул. Островского – Домостроительный комбинат
(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская,
просп. Мира, пл. Победы, пл. Космонавтов, ул. Строителей) |
2г |
пл. Орджоникидзе – Зелёный Луг
(ул. Челюскинцев) |
3 |
Железнодорожный переезд – Турбаза «Днепр»
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
просп. Витебский) |
4 |
Микрорайон «Мир-2» - Автозавод им. Кирова
(ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе,
просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский) |
5 |
пл. Орджоникидзе – Больница «Химволокно»
(просп. Пушкина, ул. Акад. Павлова) |
6 |
Микрорайон «Мир-2» - ул. Залуцкого
(ул. Якубовского, пл. Победы, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, просп.
Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова) |
7 |
пл. Орджоникидзе – пос. Пионерский
(ул. Болдина, просп. Пушкина, Гомельское шоссе) |
8 |
ул. Островского – Комбинат силикатных изделий
(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская,
ул. Гришина, ул. Крупской) |
9 |
Вокзал – Пашково
(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Сурганова,
Пашковское шоссе) |
10 |
Домостроительный комбинат – Лифтостроительный завод
(ул. Строителей, ул. Космонавтов, пл. Победы, просп. Мира, ул.
Первомайская, ул. Гришина, ул. Калужская) |
11 |
Микрорайон «Юбилейный» - Комбинат шёлковых тканей
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Первомайская, ул.
Гришина) |
12 |
Микрорайон «Юбилейный» - Областная больница
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, пл. Победы, ул.
Якубовского, ул. Бялыницкого-Бирули) |
13 |
ул. Островского – Микрорайон «Юбилейный»
(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская,
просп. Мира, ул. Королёва, Днепровский бульвар) |
14 |
пл. Орджоникидзе – пос. Гребенёво
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская, Июньский пер.) |
15 |
ул. Подгорная – Металлургический завод
(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе,
ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул.
Ленинская, ул. Курако) |
16 |
Железнодорожный вокзал – Автозавод им. Кирова
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
просп. Витебский) |
17 |
Вокзал – Завод «Техноприбор»
(ул. Гришина) |
18 |
Объединение «Химволокно» - Автозавод им. Кирова
(просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
Витебский просп.) |
19 |
Вокзал – Сельмаш
(ул. Гришина, ул. Крупской) |
20 |
пл. Орджоникидзе –
Промбаза
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
21 |
пл. Орджоникидзе – пос. Вейно
(просп. Пушкина, Гомельское шоссе) |
22 |
Микрорайон «Мир-2» - Завод искусственного волокна
(ул. Якубовского, пл. Победы, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, ул.
Романова, ул. Челюскинцев) |
23 |
Областная больница –
Тубдиспансер
(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская,
пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский,
ул. Сосновая) |
24 |
пл. Орджоникидзе – Речной порт
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова) |
25 |
ул. Островского – Комбинат шёлковых тканей
(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская,
ул. Гришина) |
26 |
Автозавод им. Кирова – Малая Боровка
(Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича) |
27 |
Проект.-конструкт. институт - Лифтостроительный завод
(ул. Крупской, ул.
Гришина, ул. Калужская) |
28 |
пл. Гагарина - Объединение «Химволокно»
(просп. Шмидта) |
29 |
пл. Орджоникидзе – Ямницкий
посёлок
(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая) |
30 |
Казимировка - Лифтостроительный завод
(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, пл. Победы, просп.
Мира) |
31 |
пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
32 |
Микрорайон «Мир-2» - Металлургический завод
(ул. Якубовского, пл. Победы, просп. Мира, ул.
Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако) |
Кроме того, в начале 1980-х
в городе начали работу маршрутные такси. Они курсировали по двум маршрутам:
Вокзал - Завод «Техноприбор» и пл. Орджоникидзе – Казимировка. Работали микроавтобусы РАФ.
Стоимость проезда в
маршрутном такси составляла 20 копеек за одного пассажира независимо от
расстояния.
Большую роль в развитии троллейбусной
сети города играло строительство завода «Химволокно», ТЭЦ-2 за южной чертой
города, промышленной зоны в районе Гомельского шоссе, появление иных крупных
предприятий и развитие существующих.
В ноябре 1970 открылась 20 километровая троллейбусная линия
пл. Орджоникидзе - комбинат Лавсанстрой, запущен маршрут 3. В 1974 году запущена
линия пл. Ленина – пл. Гагарина – ТЭЦ-2, около 30 км, открыты маршруты 1 и
5. Список на 1981 год:
№ |
Маршрут |
1 |
пл. Космонавтов – КП
ТЭЦ-2
(ул. Космонавтов, просп. Шмидта) |
2 |
Вокзал – КП Зелёный
Луг
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев) |
3 |
пл. Орджоникидзе – КП
ТЭЦ-2
(просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта) |
4 |
Вокзал – Мясокомбинат
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина) |
5 |
ул.
Езерской – КП ТЭЦ-2
(ул. Первомайская, ул. Езерской, ул.
Ленинская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта) |
Работали 3 диспетчерские: центральная в
троллейбусном депо, на конечных Зелёный Луг и ТЭЦ-2. Протяжённость сети
составляла 110 километров (в двухпутном
исчислении), на линию выходило 45-50 машин ЗИУ-5 и ЗИУ-682Б и В.
Для проезда в автобусах
и троллейбусах в городе в городе был введён единый разовый билет. Его
стоимость - 5 копеек. Месячный билет на автобус или троллейбус стоил 3 рубля,
а комбинированный (для проезда в автобусе-троллейбусе) - 4 рубля 50 копеек.
1982-1991
К 1980-м годам Могилёвский автопарк
перешёл полностью на новое поколение автобусов Икарус, завершив эксплуатацию
Икарус-180,-556. Теперь на городских маршрутах работали Икарус-260,-280,
ЛиАЗ-677, на пригородных маршрутах ЛАЗ-695Н, а позже и ЛАЗ-4202, в том числе
и на маршрутах до близких районных центров. Автостанция на Минском рынке
закрылась, а ближе к началу 90-х открыта небольшая новая автостанция у Завода
им. Кирова (Чаусское и Витебское направлении). В 80-х окончательно
сформировался главный пересадочный узел на пл. Орджоникидзе, откуда отходило
около десятка автобусных и троллейбусных маршрутов в Заднепровье,
в районы у пос. им. Куйбышева, северную часть города и т.д., имелась
диспетчерская, столовая для водителей, большая площадка межрейсового
отстоя (в т.ч. и маршрутов, не имеющих конечной на площади), просуществовал
узел до 2000-х годов. В 80-х годах количество городских маршрутов колебалось
в районе 32-35, нумерация пригородных начиналась с №№70-80.
Список городских автобусных маршрутов на
1991 год:
№ |
Маршрут |
1 |
Переезд –
Фатина
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
ул. Мовчанского) |
2 |
ОблГаз – Домостроительный комбинат
(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул.
Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, ул.
Заслонова, ул. Строителей) |
3 |
пл. Орджоникидзе – Больница «Химволокно»
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе, ул.
Акад. Павлова, (обратно: ул. Сосновая, просп. Димитрова) |
4 |
Микрорайон «Мир-2» - КП
Тургостиница «Любуж»
(ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе,
просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский) |
5 |
Областная больница – Больница «Химволокно»
(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская,
пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, ул. Акад. Павлова (обратно: ул.
Сосновая, просп. Димитрова) |
6 |
Микрорайон «Мир-2» - Малая Боровка
(ул. Якубовского, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, просп. Шмидта, ул.
Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский, Чаусское
шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича) |
7 |
пл. Орджоникидзе – Завод Сельмаш
(ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской) |
8 |
ул. Симонова – Завод Сельмаш
(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп.
Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской) |
9 |
ул. 30 лет Победы – Пашково
(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, просп. Мира, ул.
Сурганова) |
10 |
Домостроительный комбинат – Завод
Лифтмаш
(ул. Строителей, ул. Космонавтов, просп. Мира, ул. Первомайская, ул.
Гришина, ул. Калужская) |
11 |
Микрорайон «Юбилейный» - Завод «Техноприбор»
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Первомайская, ул.
Гришина) |
12 |
Микрорайон «Юбилейный» - Областная больница
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Якубовского, ул.
Бялыницкого-Бирули) |
13 |
Школа №13 – Микрорайон «Юбилейный»
(ул. Алтайская, ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул.
Гагарина, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп.
Мира, ул. Королёва, Днепровский бульвар) |
14 |
пл. Орджоникидзе – пос. Гребенёво
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская) |
15 |
ул. Подгорная – Металлургический завод
(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе,
ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул.
Ленинская, ул. Курако) |
17 |
Завод Сельмаш – Вокзал –
Завод «Техноприбор»
(ул.Крупской, ул. Белинского, Привокзальная
пл., ул. Гришина) |
18 |
ул. 30 лет Победы - Фатина
(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе,
просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского) |
19 |
Больница «Химволокно» - Ангарская
(ул. Акад. Павлова, Славгородское шоссе,
просп. Пушкина, ул. Островского, ул. Симонова, ул. Алтайская, ул.
Ангарская) |
20 |
пл. Орджоникидзе –
Завод Вентазаготовок
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
21 |
пл. Орджоникидзе – Совхоз «Вейно»
(просп. Пушкина, Гомельское шоссе) |
22 |
Казимировка - Ямницкий посёлок
(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, ул. Космонавтов, пл.
Космонавтов, ул. Романова, ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул.
Ямницкая) |
23 |
Областная больница –
Тубдиспансер
(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская,
пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский,
ул. Сосновая (обратно: ул. Акад. Павлова,
Славгородское шоссе) |
24 |
пл. Орджоникидзе – Речной порт
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова) |
25 |
ул. Симонова – ул. 30 лет Победы
(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп.
Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. 30 лет
Победы) |
26 |
КП
Тургостиница «Любуж» – Малая Боровка
(Витебский просп., Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича) |
27 |
пос. Гребенёво – КП ТЭЦ-2
(ул. Алтайская,
ул. Симонова, просп. Шмидта) |
28 |
пл. Гагарина - Объединение «Химволокно»
(просп. Шмидта) |
29 |
пл. Орджоникидзе – Ямницкий
посёлок
(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая) |
30 |
Казимировка - Завод «Техноприбор»
(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, просп. Мира, ул.
Гришина) |
31 |
пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
32 |
Пашковская - Металлургический завод
(ул.Пашковская,
ул. Годуванцева,
ул.Сурганова, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская, ул.
Тимирязевская, ул. Ленинская, ул.
Курако) |
33 |
ул. Бурденко – Шкловское
шоссе
(ул.Лазаренко, ул. Космонавтов, просп.Мира,
ул.Первомайская, Шкловское шоссе) |
34 |
пл. Орджоникидзе – ГПТУ-227
(ул.Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской,
ул. Криулина) |
35 |
Переезд - Завод «Техноприбор»
(ул.Первомайская, ул. Гришина) |
В 1982 году
троллейбусная линия от Мясокомбината была продлена до Любужского лесопарка,
построена диспетчерская. Количество маршрутов к 1990 году выросло до 9. 4
продлён до КП Любуж по просп. Димитрова и просп. Витебский, линии 5 по
Езерской и Ленинской демонтированы, маршрут продлен до Вокзала по
ул.Первомайская. Для 1-го был построен разворот через разделительную полосу
вблизи Пединстута. К середине 1980-х ЗИУ-5 были списаны, в городе работали
только ЗИУ-682Б и В.
Список троллейбусных
маршрутов на 1991 год:
№ |
Маршрут |
1 |
Пединститут – КП
ТЭЦ-2
(ул. Космонавтов, просп. Шмидта) |
1к |
пл. Гагарина – КП
ТЭЦ-2
(просп. Шмидта) |
2 |
Вокзал – КП Зелёный
Луг
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев) |
3 |
пл. Орджоникидзе – КП
ТЭЦ-2
(просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта) |
4 |
Вокзал – КП
Тургостиница «Любуж»
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
Витебский просп.) |
5 |
Вокзал – КП ТЭЦ-2
(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта) |
6 |
КП ТЭЦ-2 - КП
Тургостиница «Любуж»
(просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
Витебский просп.) |
7 |
КП Зелёный Луг -
Техучилище – КП
Тургостиница «Любуж»
(ул. Челюскинцев (обратно с заездом на пл. Космонавтов), просп. Шмидта,
ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.) |
8 |
КП Зелёный Луг -
Техучилище – КП
Тургостиница «Любуж»
(ул. Челюскинцев, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова,
Витебский просп.) |
9 |
КП Зелёный Луг - пл.
Орджоникидзе
(ул. Челюскинцев) |
1991-2008
С 90-х годов произошло разделение
некоторых маршрутов на работающие в будние дни и их укороченные версии,
работающие по выходным и праздникам, но с иным номером от №39 и далее (1/45, 4/40, 5,23/41, 7/39, 16/47).
Недолгое время на рубеже 90-х – 2000-х существовали «выходные» версии
некоторых маршрутов с номерами 58 (8), 64 (4), 66 (16). Также работали 50
Мир-2 – пл. Вокзал и 51 Пашково – пл. Ленина
(короткий 9-й). В период с 1991 и до середины 2000-х годов многократно
менялись трассы около половины автобусных маршрутов, постоянно вводились
новые и закрывались старые, некоторые успевали проработать полгода – год.
Значительные изменения претерпела маршрутная сеть после открытия,
строившегося около 15 лет, моста через Днепр на ул. Королёва, а также после
расформирования в середине 90-х автостанции у Быховского рынка и перенос
маршрутов на пл. Орджоникидзе, а затем и расформирование самой конечной на
площади. Закрылась автостанция и у завода Кирова. Отправление всех
пригородных маршрутов перенесено на Автовокзал, туда же перешла конечная
части городских маршрутов с пл. Орджоникидзе, а также обеденные перерывы иных
маршрутов.
К концу 1990-х постепенно начали уходить
на покой автобусы ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, им на смену поступали б/у
Икарусы-280, как в городском, так и в пригородном исполнении. ЛиАЗ-677 были
переведены на слабонагруженные маршруты (14, 32, 37 и др.). В 1997-99 годах в
город в не большом количестве поступили первые отечественные автобусы
МАЗ-103,-104,-104с. К началу 2000-х годов основу парка городских автобусов
составляли Икарус-280, как поставок до 1991 года (большинство), так и б/у машины, а также Икарусы-260 (в значительно меньшем
количестве, почти все поставок до 1991 года). Сложилась ситуация, при которой
часть Икарус-280 отслуживших 15-20 лет дальше эксплуатировать было нельзя, и
в 2001-2003 годах на замену наиболее изношенным машинам в Германии были закуплено
два десятка б/у автобусов Mercedes-Benz O405G.
В 2004 году закончилась эра ЛиАЗ-677 в
Могилёве, последний автобус бордового цвета работал на 32 маршруте.
В том же 2004 году в город поступил
первый МАЗ-105, надпись на его борту гласила «Могилевчанам
от Минчан» (по-белорусски), окрашен автобус в жёлтый цвет. В течении следующих 3-4 лет в город поступило более двух десятков
автобусов этой модели. С 2006 года начались массовые поставки автобусов
МАЗ-103, именно они и стали основной моделью АП-1 к настоящему времени, за
несколько лет было поставлено более 60 автобусов. К концу 2007 года новые
автобусы МАЗ почти полностью вытеснили с городских улиц Икарусы, а к лету
2008 года они были сняты с городских маршрутов, большая часть списана,
некоторые работают на пригородных маршрутах.
Список городских автобусных
маршрутов на 1998 год:
№ |
Маршрут |
1 |
Завод «Могилёвтрансмаш»
–
мкрн.
Фатина
(ул.Крупской, ул.Первомайская, просп.Мира,
ул.Королёва, просп.Димитрова, ул.Мовчанского) |
2 |
Больница №1 – Броды
(ул. Акад.Павлова (обратно просп.Димитрова,
ул.Сосновая), Славгородское шоссе, просп.
Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова, Осенний пер., ул.Алтайская,
ул.Ангарская) |
3 |
пл. Орджоникидзе – Сельхозтехника
(ул.Челюскинцев,
Бобруйское шоссе, пос.Буйничи) |
4 |
мкрн. Казимировка -
мкрн. Фатина
(ул.Краснозвёздная, ул.Минское шоссе,
ул.Загородное шоссе, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская,
пл.Орджоникидзе, просп.Пушкина, просп.Димитрова,
ул.Мовчанского) |
5 |
Больница МКСВ - Областная больница
(ул.Сосновая , просп.Димитрова, ул.Королёва,
просп.Мира (обратно: ул.Первомайская, пл.Орджоникидзе, просп.Пушкина,
Славгородское шоссе, ул.Акад.Павлова),
ул.Якубовского, ул.Бялыницкого-Бирули) |
6 |
Вокзал – КП Радиоцентр «Любуж»
(ул.Гришина, просп.Мира, ул.Королёва,
Витебский просп.) |
7 |
ул. Симонова – Завод «Могилёвтрансмаш»
(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп.
Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской) |
8 |
ул. Симонова – Вокзал
(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул.
Первомайская) |
9 |
ул. 30 лет Победы – Пашково
(ул.30 лет Победы, ул.Гришина, Привокзальная
пл., ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Якубовского,
ул.Сурганова) |
10 |
Завод «Могилёвлифтмаш» – пл.Космонавтов
(ул.Калужская, ул. Гришина, Привокзальная
пл., ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Космонавтов, ул.Строителей,
ул.Заслонова) |
11 |
мкрн. Юбилейный – Гребенёво
(Днепровский бульвар, ул.Королёва,
просп.Мира, ул.Первомайская, пл.Орджоникидзе, просп. Пушкина,
ул.Гагарина, просп.Шмидта, ул.Островского, ул. Симонова, Осенний пер.,
ул.Алтайская) |
12 |
мкрн. «Юбилейный» - Областная больница
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Якубовского, ул.
Бялыницкого-Бирули) |
13 |
пл. Орджоникидзе - Гребенёво
(просп. Пушкина, ул. Гагарина, просп. Шмидта, ул. Островского, ул.
Симонова, ул. Алтайская) |
14 |
пл. Орджоникидзе – пос. Броды-2
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская, 4-й Июньский пер.) |
15 |
ул. Подгорная – Металлургический завод
(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе,
ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул.
Ленинская, ул. Курако) |
16 |
Завод «Могилёвтрансмаш»
- мкрн. Казимировка
(ул.Крупской, ул.Первомайская, просп.Мира,
ул.Якубовского, ул.Загородное шоссе, ул.Минское шоссе,
ул.Краснозвёздная) |
17 |
Завод «Могилёвтрансмаш»
- Вокзал – Завод «Техноприбор»
(ул.Крупской, ул. Белинского, Привокзальная
пл., ул. Гришина) |
18 |
ул. 30 лет Победы - мкрн.
Фатина
(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, просп. Мира, ул. Первомайская, пл.
Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул.
Мовчанского) |
19 |
Больница МКСВ – Броды
(ул.Сосновая, просп.Димитрова, (обратно ул.
Акад.Павлова, Славгородское шоссе), просп.
Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова, Осенний пер., ул.Алтайская,
ул.Ангарская) |
20 |
пл. Орджоникидзе –
Завод Вентазаготовок
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
21 |
пл. Орджоникидзе – д. Новосёлки
(просп. Пушкина, Гомельское шоссе, пос. Вейно) |
22 |
мкрн. Казимировка -
Ямницкий посёлок
(ул. Краснозвёздная, Минское шоссе, ул. Якубовского, ул. Космонавтов,
ул. Строителей, ул. Заслонова, пл.
Космонавтов, ул. Романова, ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул.
Ямницкая) |
23 |
Больница МКСВ -
Областная больница
(ул.Акад.Павлова,
Славгородское шоссе, просп.Пушкина, пл.Орджоникидзе, ул.
Первомайская, просп. Мира (обратно: просп.Мира, ул.Королёва,
просп.Димитрова, ул.Сосновая), ул.Якубовского,
ул.Бялыницкого-Бирули) |
24 |
пл. Орджоникидзе – Речной порт
(просп.Пушкина,
ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова) |
25 |
ул. 30 лет Победы - Областная больница
(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, просп. Мира, ул.Якубовского,
ул.Бялыницкого-Бирули) |
26 |
КП Радиоцентр «Любуж»
– Малая Боровка
(Витебский просп., Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича) |
27 |
пос. Гребенёво – КП ТЭЦ-2
(ул. Алтайская,
ул. Симонова, просп. Шмидта) |
29 |
пл. Орджоникидзе – Ямницкий
посёлок
(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая) |
30 |
мкрн. Казимировка - Завод «Техноприбор»
(ул. Краснозвёздная, Минское шоссе, ул. Якубовского, просп. Мира, ул.
Гришина) |
31 |
пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе) |
32 |
ул. Пашковская -
Ветлечебница
(ул.Пашковская,
ул. Годуванцева,
ул.Сурганова, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская,
Шкловское шоссе) |
34 |
пл. Орджоникидзе – ГПТУ-227
(ул.Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской,
ул. Криулина) |
36 |
Больница МКСВ – ул. Симонова
(ул.Акад.Павлова,
Славгородское шоссе, просп.Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова) |
37 |
пл. Орджоникидзе – пос. Броды
(просп.Пушкина,
ул.Островского, ул.Симонова, ул.Алтайская, ул. Ангарская) |
39 |
Вокзал - Завод «Могилёвтрансмаш»
(ул. Гришина, ул. Крупской) |
40 |
пл. Орджоникидзе – мкрн.
Фатина
(просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского) |
41 |
пл. Орджоникидзе – Больница МКСВ
(просп. Пушкина, Славгородское шоссе, ул.
Акад. Павлова, (обратно: ул. Сосновая, просп. Димитрова) |
43 |
мкрн. Юбилейный – Вокзал
(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Гришина) |
45 |
Вокзал –
мкрн.
Фатина
(ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Королёва,
просп.Димитрова, ул.Мовчанского) |
47 |
Вокзал - мкрн.
Казимировка
(ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Якубовского, ул.Загородное шоссе,
ул.Минское шоссе, ул.Краснозвёздная) |
С конца 1990-х
в городе возобновили работу маршрутные такси, все маршруты обслуживались
частными фирмами, ПС на протяжении 1990-2000-х годов в основном состоял из Ford Transit, переделанных из грузовых микроавтобусов Mercedes, а также «Газелей», к 2000-м годам появились ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, Радзимич А092 и другие. На данный момент действует около
35-40 маршрутов, в том числе и пригородные.
Наибольшее
развитие троллейбусная сеть города достигла к 1997-99 годам. Количество маршрутов
достигало 13-14, в 1996-97 были построены линии на Могилёвтрансмаш
по улицам Гришина, Белинского, Крупской (около 7 км в однопутном исчислении) и
на Переезд по ул. Первомайская (около 2,5 км). На конечной Переезд построена
диспетчерская, на конечной Завод «Могилёвтрансмаш» строительство
пункта начато и до сих пор не завершено. Чуть позже появилось кольцо ОблГаз на проспекте Шмидта. В дальнейшем маршруты только
закрывались, объединялись или урезались. К середине 2000-х был
сокращён до пл. Орджоникидзе, а затем закрыт 9 (до Переезда продлен 4), закрыты
кольцевые 11 и 12 (ходили редко) и 14. Часто менял трассы 8 маршрут.
В середине 2000-х
появились сокращённые версии 2,3,5 с индексом «К». 2к пл. Орджоникидзе – КП Зелёный
Луг работал по часам пик, однако вскоре был закрыт. 3к и 5к идут от пл.
Орджоникидзе и Вокзала соответственно, в межпиковое время большинство карточек
3 и 5 переходит на эти маршруты.
В 1990-е годы
основу парка по прежнему составляли ЗИУ-682Б, В, Г. В 1993 году в Могилёве
появились первые сочленённые троллейбусы – два Киев-11 производства Белремкоммунмаша. Один из них (№295) списан в 2004 году,
второй примерно в тоже время укорочен и переделан в техпомощь, работает и в
настоящее время. С 1995 года начали поступать Белорусские троллейбусы
АКСМ-101, а уже в 1996 троллейбусы совершенно новой модели АКСМ-201. В течении 1990-первой половины 2000-х годов некоторые ЗИУ прошли
КВР в новый кузов, часть в кузов АКСМ-101М, 5 машин в 2002 году стали
АКСМ-201. В 2003-2004 годах в город поступили 7 Российских троллейбусов ЗИУ-682Г0А.
В 2004 году, после списания Киев-11 город не остался без сочленённых машин, в
депо поступил первый в городе низкопольный
троллейбус АКСМ-333 с двумя тяговыми двигателями и современной информационной
системой. На протяжении следующих 3 лет продолжались поставки АКСМ-20101, и постепенное
списание ЗИУ, к 2005-2006 годам списаны все ЗИУ первых серий. Летом 2007 года в город пришли первые 5 низкопольных троллейбусов АКСМ-32102, все они были оборудованы
информационными системами. Поставки троллейбусов этой модели продолжаются и по сей день, в скором времени они заменят
все ЗИУ-682.
Список
троллейбусных маршрутов на 1998 год:
№ |
Маршрут |
1
|
Пединститут –
КП ТЭЦ-2
(ул. Космонавтов,
просп. Шмидта)
|
2
|
Завод «Могилёвтрансмаш» – КП Зелёный Луг
(ул. Крупской, ул.
Белинского, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе,
ул. Челюскинцев)
|
3
|
пл.
Орджоникидзе – КП ТЭЦ-2
(просп. Пушкина,
ул. Габровская, просп. Шмидта)
|
4
|
Вокзал – КП Любужский лесопарк
(ул.
Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский
просп.)
|
5
|
Вокзал – КП
ТЭЦ-2
(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп.
Шмидта)
|
6
|
КП ТЭЦ-2 – КП Любужский лесопарк
(просп. Шмидта,
ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский
просп.)
|
7
|
КП Зелёный Луг –
КП Любужский лесопарк
(ул.
Челюскинцев (обратно с заездом на пл. Космонавтов), просп. Шмидта, ул.
Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
|
8
|
КП Зелёный Луг
- Техучилище – КП Любужский
лесопарк
(ул. Челюскинцев,
пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
|
9
|
КП Зелёный Луг –
КП Переезд
(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев)
|
10
|
пл.
Орджоникидзе – КП Любужский лесопарк
(просп. Пушкина,
просп. Димитрова, Витебский просп.)
|
11
|
КП Переезд – ОблГаз - КП Переезд
(ул.
Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта,
ул. Космонавтов, просп. Мира, ул. Первомайская)
|
12
|
КП Переезд – ОблГаз - КП Переезд
(ул.
Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта, ул. Габровская, просп.
Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская)
|
14
|
Завод «Могилёвтрансмаш» – Вокзал
(ул. Крупской, ул.
Белинского, Привокзальная пл., ул. Гришина)
|
© Владимир Фишман 2009-2010
© beltransport.by
2009-2010 |