МАЗ-103,
-103С
|
МАЗ-103
- низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая
массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные
годы двигателями ММЗ,
Renault,
Deutz,
Mercedes-Benz,
механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса
является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило
сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней
и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери
предусмотрена одна ступенька небольшой высоты.
Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных
маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года. С 2006
года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену
автобусам ЛАЗ и Икарус. Несмотря на это, в Лиде работает менее 10
автобусов, 2005-2007 годов выпуска желтого, салатового, бирюзового
цветов.
|
МАЗ-104,
-104С
|
МАЗ-104
- 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус
являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с
1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым
двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Автобусы данной модели
работают почти во всех городах республики. В Лиде работает всего два
автобуса: один из ранних выпусков и один 2005 года, из последних
выпущенных.
|
МАЗ-105
|
МАЗ-105
- сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным
уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель
сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года
поставляется в Минск (двигатель
Renault и
механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в
небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики
(Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших
объемах (двигатель
Mercedes-Benz
и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и
приходит на замену Икарус-280. В Лиде работают только машины, выпущенные
после 2004 года. Их около 15, половина из которых пришли в 2007-2008
годах, с двигателями Евро-3.
|
МАЗ-152
|
МАЗ-152
– междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения
между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы
комплектуются немецкими дизельными двигателями
Mercedes-Benz
(до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие
сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается
просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256,
работают практически во всех городах республики. Несколько автобусов
эксплуатируется на междугородных маршрутов, начинающихся с лидского
автовокзала. Среди них есть автобус МАЗ-152А, оснащенный кондиционером,
мини-кухней и биотуалетом. К слову, это первый выпущенный предприятием
АМАЗ автобус данной модели.
|
МАЗ-206,
-226
|
МАЗ-206
– городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По
конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203
12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым
пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части
городов. Автобус оборудуется двигателями
Mercedes-Benz,
а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал
поступать в белорусские автопарки. В 2008 году несколько машин пришли в
Лиду. Они работают на среднезагруженных пригородных маршрутах.
|
МАЗ-256
|
МАЗ-256
– недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и
пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты
обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль
МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках
республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных,
так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти
во всех белорусских городах. В лидском автопарке работает около 10
автобусов, половина из которых в междугороднем исполнении, вторая
половина – в пригородном. |
Радимич
А092
|
Радимич А092
– 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на
междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на
Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства
городов Беларуси. В Лиде несколько машин обслуживают пригородные
маршруты.
|
Неман-3232 |
Неман-3232 - небольшой автобус среднего класса.
Предназначен для городских и пригородных перевозок в малых городах.
Выпускается на основе китайского шасси с изготовлением стального кузова
на предприятии "Неман". Салон вмещает 35 пассажиров, имеется 18
посадочных мест. Для входа в салон предназначены две одностворчатые
двери с пневмоприводом. В Лиде автобусы данной модели работают на
10-м городском маршруте. |
Неман-42012 |
Неман-42012 - небольшой автобус среднего класса.
Первые машины были собраны из комплектов автобуса с необычным итальянским названием Cacciamali (Качимали). В
его основе - шасси известного итальянского микроавтобуса Iveco Turbo
Daily. Длина - 6,5 метра. В салоне
на раздельных мягких сиденьях с очень удачным профилем, регулируемой спинкой с
комфортом могут разместиться 28 пассажиров. В салон можно попасть через сдвижную
дверь с электроприводом. Автобусы эксплуатируются с 2009 года в автопарке Лиды.
Работают на междугородных маршрутах, в том числе "Лида-Минск".
|
Неман-5201
|
Неман-5201
11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на
входе. Производится непосредственно в Лиде, на северо-западной окраине
города на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса
ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Молодечно, Жлобине,
Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и многих других городах
республики. В Лиде работает около двух десятков автобусов модели 5201.
Среди них одни из самых первых машин, автобусы практически всех лет
выпуска, машины в разных цветовых сочетаниях (желтый с синим, бордовый с
белым, белый, салатовый, кремовый и т.д.). Один из автобусов (АВ 0707-4)
– первый выпущенный на предприятии автобус с автоматической коробкой
передач и двигателем
Caterpillar
(Евро-3). Автобус окрашен в серый и синий цвета, в салоне – удобные
сиденья с более высокой спинкой, кузов имеет вклеенные теплопоглощающие
стекла.
|
Неман-52012
|
Неман-52012
11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на
входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих
городах республики на пригородных маршрутах. В Лиде работает около 10
автобусов 52012 – как ранних выпусков, так и последних. Машины в
основном обслуживают пригородные маршруты, но часть работает на
городских.
|
ЛиАЗ-5256
|
ЛиАЗ-5256
– 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались
преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе
«Неман». В 1990-х годах в городе эксплуатировалось немало автобусов
данной модели. Сейчас ежедневно на городских маршрутах работает до 10
автобусов данной модели, преимущественно выпущенных в Лиде.
|
ЛАЗ-695,-697,-699
|
ЛАЗ-695
–
8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца
1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили
практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими
изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком
маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских
улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок по всей
республике. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали
автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году
автобусы выведены из эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы
практически исчезли из других белорусских автопарков. В основном
автобусы остались в небольших городах Витебской и Гродненской областей.
В Лиде в 2009 году на пригородных маршрутах продолжали работать около
10-12 автобусов ЛАЗ-695. Автобусы ЛАЗ эксплуатировать было довольно
накладно – из за прожорливого двигателя. Поэтому «лидские» 695-е при
капремонте почти все получили в свое время дизельные двигатели и
продолжают успешно перевозить пассажиров.
|
ЛАЗ-4202
|
ЛАЗ-4202
- 2-дверный автобус Львовского автобусного завода, пригородного типа.
Выпускался во второй половине 1980-х годов и первой половине 1990-х. В
единичных экземплярах эксплуатировался в разных городах республики, в
основном на пригородных маршрутах, в частности, в Вилейке, Молодечно,
Поставах. В Лиде к середине 2009 года на пригородных маршрутах продолжал
работать один автобус данной модели.
|
Икарус-250/ -256*
|
Икарус-250/ -256
- туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В
данное время заменяются более современными автобусами. Во многих городах
автобусы уже выведены из эксплуатации, в Лиде в 2009 году оставалось
всего несколько машин.
|
Икарус-260
|
Икарус-260
- городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя
ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых
моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В
данный момент их практически не осталось. В Лиде в 2009 году на линии
работал всего один автобус. Остальные были списаны в основном в
2007-2008 годах (еще в 2005-2006 годах на линии работало около 15
машин).
|
Икарус-280
|
Икарус-280
- городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства.
С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные
города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных
автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В
середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007
году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно
заменяются новыми моделями белорусского производства и в других городах.
В Гродненской области темпы замены автобусов на более новые не столь
высоки, как в других. В середине 2009 года ежедневно на городские
маршруты Лиды выходило около 20 Икарус-280. В дневные часы на городских
улицах автобусы данной модели в большинстве. Лишь в часы пик их
«разбавляют» Неман-5201 и МАЗ-105. Помимо 4-дверных машин в городском
исполнении, на маршрутах работает 5-7 автобусов в 3-дверной модификации.
В городе практически нет автобусов с капремонтом Гомельского
авторемонтного завода.
|
Туристические автобусы |
На междугородные маршруты иногда выходит
туристический автобус голландского производства
Jonckheere Jubilee P599 на шасси DAF.
Его возраст - более 20 лет.
|