www.beltransport.by
Лида
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Гродненская область
Гродно
Волковыск
Лида
Слоним
Другие города
 
 
Лида
Маршруты и схема
Организация движения
Подвижной состав
Фотогалерея

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

 

Подвижной состав, модели автобусов

Как и в главном городе области Гродно, в Лиде в конце 2009 года оставалось немало венгерских сочлененных автобусов Икарус-280 – их в парке больше, чем любых других моделей. Кроме того, немало на городских маршрутах автобусов Неман-5201, непосредственно в Лиде и произведенных. Также на городских маршрутах работают автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, ЛиАЗ-5256, Неман-3232. Пригородные маршруты в 2009 году обслуживали Неман-52012, ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, Радимич А092. На междугородных маршрутах – автобусы МАЗ-152, Икарус-256, Радимич А092, Неман-42012, МАЗ-256.

 
МАЗ-103, -103С

 

МАЗ-103 - низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. Несмотря на это, в Лиде работает менее 10 автобусов, 2005-2007 годов выпуска желтого, салатового, бирюзового цветов.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 - 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Автобусы данной модели работают почти во всех городах республики. В Лиде работает всего два автобуса: один из ранних выпусков и один 2005 года, из последних выпущенных.

МАЗ-105

МАЗ-105 - сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Лиде работают только машины, выпущенные после 2004 года. Их около 15, половина из которых пришли в 2007-2008 годах, с двигателями Евро-3. 

МАЗ-152

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько автобусов эксплуатируется на междугородных маршрутов, начинающихся с лидского автовокзала. Среди них есть автобус МАЗ-152А, оснащенный кондиционером, мини-кухней и биотуалетом. К слову, это первый выпущенный предприятием АМАЗ автобус данной модели.

МАЗ-206, -226

 

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2008 году несколько машин пришли в Лиду. Они работают на среднезагруженных пригородных маршрутах.

МАЗ-256

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. В лидском автопарке работает около 10 автобусов, половина из которых в междугороднем исполнении, вторая половина – в пригородном.
Радимич А092

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Лиде несколько машин обслуживают пригородные маршруты.

Неман-3232 Неман-3232 - небольшой автобус среднего класса. Предназначен для городских и пригородных перевозок в малых городах. Выпускается на основе китайского шасси с изготовлением стального кузова на предприятии "Неман". Салон вмещает 35 пассажиров, имеется 18 посадочных мест. Для входа в салон предназначены две одностворчатые двери с пневмоприводом. В Лиде автобусы  данной модели работают на 10-м городском маршруте.
Неман-42012

Неман-42012 - небольшой автобус среднего класса. Первые машины были собраны из комплектов автобуса с необычным итальянским названием Cacciamali (Качимали). В его основе - шасси известного итальянского микроавтобуса Iveco Turbo Daily. Длина - 6,5 метра. В салоне на раздельных мягких сиденьях с очень удачным профилем, регулируемой спинкой с комфортом могут разместиться 28 пассажиров. В салон можно попасть через сдвижную дверь с электроприводом. Автобусы эксплуатируются с 2009 года в автопарке Лиды. Работают на междугородных маршрутах, в том числе "Лида-Минск".

Неман-5201

 

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится непосредственно в Лиде, на северо-западной окраине города на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Молодечно, Жлобине, Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и  многих других городах республики. В Лиде работает около двух десятков автобусов модели 5201. Среди них одни из самых первых машин, автобусы практически всех лет выпуска, машины в разных цветовых сочетаниях (желтый с синим, бордовый с белым, белый, салатовый, кремовый и т.д.). Один из автобусов (АВ 0707-4) – первый выпущенный на предприятии автобус с автоматической коробкой передач и двигателем Caterpillar (Евро-3). Автобус окрашен в серый и синий цвета, в салоне – удобные сиденья с более высокой спинкой, кузов имеет вклеенные теплопоглощающие стекла.

Неман-52012

Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. В Лиде работает около 10 автобусов 52012 – как ранних выпусков, так и последних. Машины в основном обслуживают пригородные маршруты, но часть работает на городских.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман». В 1990-х годах в городе эксплуатировалось немало автобусов данной модели. Сейчас ежедневно на городских маршрутах работает до 10 автобусов данной модели, преимущественно выпущенных в Лиде.

 

ЛАЗ-695,-697,-699

ЛАЗ-695 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок по всей республике. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году автобусы выведены из эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы практически исчезли из других белорусских автопарков. В основном автобусы остались в небольших городах Витебской и Гродненской областей. В Лиде в 2009 году на пригородных маршрутах продолжали работать около 10-12 автобусов ЛАЗ-695. Автобусы ЛАЗ эксплуатировать было довольно накладно – из за прожорливого двигателя. Поэтому «лидские» 695-е при капремонте почти все получили в свое время дизельные двигатели и продолжают успешно перевозить пассажиров.

ЛАЗ-4202

ЛАЗ-4202 - 2-дверный автобус Львовского автобусного завода, пригородного типа. Выпускался во второй половине 1980-х годов и первой половине 1990-х. В единичных экземплярах эксплуатировался в разных городах республики, в основном на пригородных маршрутах, в частности, в Вилейке, Молодечно, Поставах. В Лиде к середине 2009 года на пригородных маршрутах продолжал работать один автобус данной модели.

Икарус-250/ -256*

Икарус-250/ -256 - туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами. Во многих городах автобусы уже выведены из эксплуатации, в Лиде в 2009 году оставалось всего несколько машин.

Икарус-260

Икарус-260 - городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их практически не осталось. В Лиде в 2009 году на линии работал всего один автобус. Остальные были списаны в основном в 2007-2008 годах (еще в 2005-2006 годах на линии работало около 15 машин).

Икарус-280

Икарус-280 - городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства и в других городах. В Гродненской области темпы замены автобусов на более новые не столь высоки, как в других. В середине 2009 года ежедневно на городские маршруты Лиды выходило около 20 Икарус-280. В дневные часы на городских улицах автобусы данной модели в большинстве. Лишь в часы пик их «разбавляют» Неман-5201 и МАЗ-105. Помимо 4-дверных машин в городском исполнении, на маршрутах работает 5-7 автобусов в 3-дверной модификации. В городе практически нет автобусов с капремонтом Гомельского авторемонтного завода.

Туристические автобусы На междугородные маршруты иногда выходит туристический автобус голландского производства Jonckheere Jubilee P599 на шасси DAF. Его возраст - более 20 лет.

 

 

Иван Войтешонок   2007-2009

Фотоматериалы: Иван Войтешонок, Владимир Фишман, Виктор Шерышев

©  beltransport.by    2009

 www.beltransport.by