www.beltransport.by
Борисов
Новости  Форум  Подвижной состав  Фотогалерея   Гостевая книга  Ссылки  Разное  Авторская группа
www.beltransport.by
Минск
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
 
 
Минская область
Борисов
Жодино
Молодечно
Слуцк
Солигорск
Другие города
 
 
Борисов
Маршруты, схема
Оплата, организация
Подвижной состав
 

Общественный транспорт городов Беларуси

Иван Войтешонок

© www.beltransport.by

 

Дружественные проекты:

 

 

 

 

 

Подвижной состав (автобусы)

В городе работает три десятка автобусных маршрутов. Ежедневно их обслуживают около 60 автобусов. Всего в наличии у автопарка имеется более 130 автобусов. На городских маршрутах Борисова используются одиночные автобусы большой вместимости моделей: МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-203, Неман-5201, МАрЗ-5266; автобусы средней вместимости Радимич А092; особо большой вместимости МАЗ-105. Автобусы Икарус-260 и Икарус-280 в последние годы активно заменялись новыми автобусами белорусского производства. Весной 2009 года оставалось 3-4 Икарус-280, а к лету был уже только один автобус, списан к осени 2009 года. Для обслуживания пригородных маршрутов в последние годы было закуплено немало автобусов ПАЗ-4230, КАвЗ-4238. Также для этих целей используются Радимич А092, МАЗ-103, МАЗ-256.

Ниже можно ознакомиться с краткой характеристикой моделей, а также обратиться к подробному техническому описанию.

МАЗ-103, -103С

 

МАЗ-103 - низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. В Борисове работает более двух десятков автобусов МАЗ-103. Часть машин – выпуска 1999-2000 годов. Большинство машин поступили в автопарк города в 2006-2008 годах.

В 2009 году поступили первые автобусы с рестайлингом, голубого, фиолетового и сиреневого цветов. Несколько машин работает на пригородных маршрутах.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 - 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики. В Борисове преимущественно работают машины старых выпусков 1999-2001 годов. Состояние среднее, часть машин смотрится довольно страшно.

МАЗ-105

МАЗ-105 - сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики. В Борисове также работает несколько машин с французскими двигателями (например, ОВ 8470 и ОВ 8475).

С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Борисове большинство автобусов выпущены в 2007-2009 годах.

Автопарк города одним из первых в стране получил зеленые МАЗ-105 с рестайлингом. Всего работает более 20 машин МАЗ-105.

Но настоящим украшением города стали яркие желтые «гармошки», пришедшие в начале 2009 года. Они прекрасно выглядят и заметно оживляют город, работая на маршрутах, проходящих по основным улицам города.

МАЗ-152

 

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько машин работает и в АП №3 Борисова – как с российскими двигателями, так и с немецкими.

МАЗ-203

МАЗ-203 – городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения, выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели 103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки. Автобусы оснащаются двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Небольшое количество автобусов с 2007 года эксплуатируется в Витебске, Гомеле, Полоцке, Новополоцке. В 2009 году поступил первый автобус, с салоном из серого пластика, светодиодным табло и кожухом на крыше. Второй автобус поступил весной 2010 года.

МАЗ-206, -226

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2008 году один автобус пришел в Борисов. Автобус цвета «слоновой кости» обслуживает пригородные маршруты, в межпиковое время появляется на городском маршруте №6.

МАЗ-251

МАЗ-251 – комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок. Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром, отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. «Борисовский» автобус МАЗ-251 используется для обслуживания делегаций и экскурсионных поездок как по самому Борисову, так и по другим городам Беларуси, России.

МАЗ-256

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы в Борисове используются на пригородных маршрутах.

Радимич А092

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах. В Борисове автобусы обширно используются на пригородных и междугородных маршруртах. Несколько машин обслуживают городские маршруты.

Неман-5201

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в большинстве городов Беларуси на городских маршрутах. Но в Борисове используется всего несколько машин 2006-2008 годов выпуска.

ПАЗ-4230, КАвЗ-4238

ПАЗ-4230 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске  некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы  приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов. На пригородных маршрутах Борисова работает около десятка «Аврор».

ПАЗ-3205, -4234

ПАЗ-3205, -4234

МАрЗ-5266

МАрЗ-5266 - один из самых дешевых городских автобусов большого класса на территории бывшего СССР. Использовался в единичных экземплярах в некоторых городах республики. Один автобус работал в АП №4 Минска. В Борисове на городские маршруты выходит два автобуса.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. В Борисове на малозагруженных маршрутах продолжают работать несколько автобусов ЛиАЗ-5256, которые будут списаны в ближайшее время.

ЛиАЗ-677*

ЛиАЗ-677 – 10-метровые автобусы большого класса. Выпускался в Подмосковье с 1967 года. Первый массовый советский автобус с автоматической коробкой передач. В отличие от украинского ЛАЗ-695, имел более просторный салон, удобный вход и накопительную площадку. ЛиАЗ-677 использовались на городских перевозках в Минске, Могилеве, Новополоцке, Осиповичах, Светлогорске и многих других городах Беларуси. Еще 10 лет назад в Борисове было большое количество автобусов данной модели. Многие из них обслуживали загруженные пригородные маршруты. Но уже 5-6 лет назад оставалось около десятка машин, которые были списаны в 2005-2006 годах.
Икарус-250/ -256*

 

Икарус-280*

Икарус-280 - городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства. В Борисове еще несколько лет назад работало более двух десятков машин. Но весной 2009 года на линии работало уже 3-5 машин, а к лету осталось всего две сочлененные машины, которые будут выведены из эксплуатации в этом же 2009 году.

Городские автобусы иностранного производства Еще несколько моделей городских автобусов иностранного производства до недавнего времени работали в Борисове. Они находятся в частных руках. 4-5 лет назад немецких поддержанных автобусов было около десяти. По одному автобусу работало на маршрутах 1, 2б, 3, 10, два на 12. Сочлененные автобусы работали на маршрутах 9 и 11. Были поддержанные европейские автобусы и на маршрутах 9, 18а.

Автобусы  Mercedes-Benz O305 работали в основном до 2006-2008 годов - как в исполнении "соло", так и в сочлененной модификации. Последний бело-красный соло-автобус проработал на 1-м маршруте до осени 2009 года.

На втором маршруте эксплуатируется желто-зеленый «брат-близнец» автобуса Mercedes MAN SUE 240.

Туристические автобусы иностранного производства Несколько моделей туристических автобусов иностранного производства работают в автопарке Борисова. Одна из машин – Irizar Century Classic (фото слева) на шасси Iveco, используется для экскурсионных поездок, приема делегаций. В 2008 году был приобретен редкий для Беларуси туристический автобус Irisbus Domino. В 2011 году был приобретен туристический автобус малого класса производства Irisbus Daily Tourys на базе микроавтобуса Iveco TurboDaily (фото справа).

* - выведены из эксплуатации

С другими моделями подвижного состава автобусов можно ознакомиться на страницах общего раздела "Подвижной состав".

 

 

Иван Войтешонок, Павел Парабкович   2009-2011

Фотографии: Иван Войтешонок, Эдуард Кравченко, Владимир Фишман, Александр Пылаев, Сергей Изох

©  beltransport.by    2009-2011

 www.beltransport.by