www.beltransport.by | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сморгонь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости Форум Подвижной состав Фотогалерея Гостевая книга Ссылки Разное Авторская группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественный транспорт городов Беларуси Иван Войтешонок
Дружественные проекты:
|
Сморгонь — город, центр Сморгонского района Гродненской области Республики Беларусь, на реке Оксна (левый приток реки Вилия) и её притоке реке Гервятка. Расположен в 110 км к северо-западу от Минска и в 260 км к северо-востоку от Гродно. Железнодорожная станция на линии Молодечно — Вильнюс, узел автодорог на Молодечно, Вильнюс, Свирь, Крево. Известен с начала XVI века как частновладельческое местечко Зеновичей, Радзивиллов, Пшездецких. В XVII веке Радзивиллы основали здесь школу дрессировки медведей — «Сморгонскую медвежью академию». Во время войны 1812 года при отступлении французских войск в Сморгони Наполеон Бонапарт передал командование войсками маршалу Мюрату и отбыл в Париж. В конце XIX века Сморгонь — крупный центр кожевенной и обувной промышленности. Во время первой мировой войны город полностью разрушен. В 1960—80-е годы в городе построен ряд крупных промышленных предприятия. Население 36,9 тысяч жителей (2009). В середине 70-х годов XX века в Сморгони положено начало строительству ОАО «Сморгонского завода оптического станкостроения» (ОАО «СЗОС»), который в перспективе должен был стать гигантом советского станкостроения, но распад Советского Союза не дал осуществиться этим планам. Теперь СЗОС, некогда крупнейший завод Беларуси (имевший также важное военное стратегическое значение), работает только на 30 % своей мощности. Сморгонский агрегатный завод (РУП «САЗ») — основан 27 июня 1986 года Приказом Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» Министерства промышленности Республики Беларусь. Изначально завод предназначался для выпуска сложных узлов и агрегатов марки «Беларус». Сейчас на предприятии производят запчасти, и навесные аксессуары для тракторов «Беларус», на предприятии организована сборка мини техники для приусадебного сельского хозяйства. Сморгоньсиликатобетон ОАО «ССБ» — Берёт начало с 15 ноября 1962г, когда выпускался кирпич для строительной отрасли республики. Затем основались новые производственные мощности и расширился ассортимент выпускаемой продукции. В 1960—80-е годы в городе построен ряд крупных промышленных предприятия. В 80-90-е годы пстроены крупные жилые массивы Восточный и Корени, в мкрн. Восточный продолжается активное строительство. Население 36,9 тысяч жителей (2009). Также в Сморгони работают такие крупные предприятия, как — «Сморгонские молочные продукты», «Сморгонский хлебный завод», частное предприятие «ХаЛес» и др. Транспорт представлен автобусами и маршрутными такси, работают как городские как в регулярном сообщении, так и в экспрессном, а так же работают пригородные и междугородние маршруты. Основной транспортной организацией района, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров, является дочернее унитарное предприятие «Автомобильный парк № 17» являющееся юридическим лицом, входящим в состав РАТУП «Гроднооблавтотранс». Адрес: 231000, Республика Беларусь, Гродненская область, г. Сморгонь, ул. Железнодорожная, 32. Работает 10 городских маршрутов в регулярном сообщении, 4 маршрута в экспрессном, 33 пригородных и 7 междугородних. Все пригородные, несколько городских и междугородние автобусы отправляются от Автовокзала «Сморгонь». Ежедневно на 13 городских маршрутов выходит около десятка автобусов. На линию выходят автобусы моделей Радимич А0921, МАЗ 105, МАЗ 103, МАЗ 104, МАЗ 256, Нёман 5201, МАЗ-206. На пригородных маршрутах к услугам пассажиров – автобусы Радимич А0921, МАЗ 256, ЛАЗ 695Н, ПАЗ-3205, ПАЗ-4234. На междугородных маршрутах работают автобусы МАЗ-152, ЛАЗ 699Р, Радимич А0921, Setra. Сочлененные автобусы обслуживают маршруты А1, А5, А7, А14, а так же пригородные маршруты в Залесье и Заськовичи. Ранее работали автобусы моделей Икарус 280, -260, -263. Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними в 400-800 метров. Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В Сморгонь в последние годы приходили автобусы МАЗ 105, оборудованные электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл» которые одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования и поминутное расписание автобусов. Пригородные и междугородные маршруты обслуживает городской автовокзал. Стоимость проезда на городских автобусных маршрутах 700 рублей, в городских экспрессных 1000 рублей (лето 2011 г). Талончики можно приобрести в ларьках Гроднооблсоюзпечать, которые есть почти на каждой остановке, или у водителя. Все автобусы оборудованы компостерами. На междугородних маршрутах билеты продают водители.
Схема городских маршрутов Список городских маршрутов
В настоящее время в автопарке имеется автобусы марок МАЗ 103, МАЗ 104, МАЗ 105, МАЗ 152, МАЗ 256, Нёман 5201,- 52012, Радимич А0921, МАЗ-256, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р, Setra, ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, Неман-42012, ГАЗ-3221, Люблин-3. По ссылкам в начале описания модели Вы можете перейти на страницы с технической информацией об автобусах. МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских экспрессных маршрутах Сморгони. Радимич А0921 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Сморгони работает несколько машин пригородного исполнения. ЛАЗ-695, -697, -699 (выведены из эксплуатации). ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. ЛАЗ-697 – автобус, созданный на базе ЛАЗ-695 – с мягкими сиденьями и багажным отсеком. ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более мощный двигатель. В настоящее время в автопарке эксплуатируется около пяти автобусов ЛАЗ 695Н, и ЛАЗ 699Р выходящих на пригородные маршруты. МАЗ-103 - низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года (эксплуатируется более 700 автобусов). С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. В Сморгони работает 4 автобуса МАЗ-103. МАЗ-104 - 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики. В Сморгони на городских маршрутах эксплуатируется 1 автобус МАЗ-104.
МАЗ-105 - сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Сморгонь автобусы поставляются только в последние годы. В настоящее время в автопарке их 8 единиц. МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. В Сморгони есть 2 автобуса данной модели. МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2011 году как минимум 1 автобус пришел в автопарк города. В основном работает на городских маршрутах. Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201 - в Сморгони работает два автобуса, фото справа). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. Модель пришла на смену автобусам ЛАЗ-695 и является основной пригородных перевозок. В Сморгони работает 11 единиц. Также закуплен междугородный автобус Неман-520122 (фото внизу), причем последней модификации с вклеенными стеклами и дверьми выдвижного типа. Икарус-260 - городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их в республике практически не осталось. Еще 3-4 года назад немало автобусов работало и в Сморгони. Почти все были списаны в 2006-2008 годах. Осенью 2009г. в автопарке имелся только 1 автобус, изредка выходящий на городские маршруты. Эксплуатация завершена в 2010 году. Икарус-280 - городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. Осенью 2009г. в Сморгони оставалось 3 автобуса, регулярно выходивших на городские маршруты. Списаны в начале 2011 года. ПАЗ-3205 - недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. 1 автобус данной модели работает на пригородных маршрутах.
Дмитрий Сасим 2009-2011 Схему городских маршрутов подготовил Владимир Фишман Фотографии: Дмитрий Сасим, Владимир Фишман, Иван Войтешонок © beltransport.by 2009-2011 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.beltransport.by |